10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Что привлекало Жульена Сореля в Наполеоне?
Изучая литературу, мы видели, что очень много героев русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуры, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже захват ним прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Волконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие качества, которые позволили многое узнать о Наполеоне.
Стоит сказать, что отношение к Наполеону в раВНОе время и у различных писателей тоже было раВНОе: от романтического в Лермонтова до резко негативного в Л. М. Толстого, от возвышенного в О. С Пушкина к философскому у Ф. М. Достоевского.
Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно, -
писал О. С Пушкин в романе «Евгений Онегин». Мировая слава, завоеванная за какие-то тринадцать лет безвестным корсиканцем Бонапартом; фантастический путь от капрала до императора, пройденный Наполеоном, - все это паморочило голову многим молодым людям и во Франции, и в России. В кабинете Онегина стоял «столбик с куклой чугунной, под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми кресс-том» - модная тогда статуэтка Наполеона. В Наполеону видели яркую, выдающуюся личность, которая сумела доказать всему миру свою силу и величие.
Молодой Родион Раскольников, который жил намного позже Наполеона, поставил перед собой вопрос: имеет ли он право убить одинокую старуху-процентщицу, чтобы завладеть ее богатством и принять его для высоких целей? Заранее оправдывая свой поступок, он размышлял о Наполеоне: ведь ему же история простила множество погибших на войне во имя больших целей. Для многих героев русской литературы Наполеон был кумиром. Но «переболев» им, они часто приходят к его возражения. Так, князь Андрей Волконский разочаруется в Наполеоне на поле Аустерлица, когда, объезжая страшное поле битвы, Наполеон остановится над ним, тяжкопораненим, и театрально произнесет: «Какая прекрасная смерть». У Пьера Безухова переоценка произойдет чуть позже, когда Наполеон с войсками войдет в пустую, оставленную русскими Москву.
А что же влекло Жульена Сореля в Наполеону? Герой романа Стендаля «Красное и черное», написанного в 1830 году, мечтает вслед за Наполеоном пройти столь же блестящий путь. Он видит перед собой созданный его воображением образ императора. Жульен с детства мечтал стать военным. Его привлекало в Наполеону том, что безвестный и бедный поручик прославился за помощью только своей шпаги, стал владыкой мира.
Для Сореля слова «богачи» и «наглецы» были одной категории, и совесть Жюльена Сореля нашептывала ему: «Вот оно - это гряВНОе богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. А Наполеон! Какой прекрасный был твой время, когда люди завоевывали себе положение на поле битвы!» Чувствуя отвращение к людям, подобных господина Вально, которых «за сто лье от Парижа называют проходимцами», он все думал и тосковал» о времена Наполеона, что ассоциировались у Жульена с честным и достойным поведением людей.
В эпоху Наполеона Жульен Сорель мог бы благодаря своей энергии и воли прославиться на поле боя, пойти на подвиг. Но нынешнему обществу не нужны такие люди, как он. Место в обществе зависит от денег и происхождения. И Стендаль вместе со своим героем Жульеном Сорелем скорбит о чистый и честный поединок Наполеона в открытом бою за достойное положение человека в жизни.
|
|