10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
«По тому, как человек относится к поэзии Тютчева и Фета, можно судить о ее художественный вкус». Что вы думаете о это утверждение?
У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои ритмы и интонации. Кто-то любит перечитывать Пушкина и не прекращает удивляться вечной новизне и свежести его стихов. Кому-то по душе изящный Блок. Другом ближе горькие исповеди Цветаевой или задушевная откровенность Есенина. Есть свои поклонники у современных поэтов: Кинчева, Башлачева, Шевчука, Цоя. Но каждый человек, не лишенный художественного вкуса, согласится с тем, что стихи Тютчева и Фета - образец высокой, настоящей поэзии, из которой выросли раВНОсторонние дарования поэтов XX века, потому что им было у кого учиться поэтическому взгляду на мир, природу и человека, точном и емком слову, тонком художественном вкусе.
В поэзии Тютчева и Фета есть все, что должно быть в хороших стихах: глубина и ясность мысли, совершенство формы, неожиданность и красота образа. Тютчев и Фет - поэты, которым удалось найти «сочетание прекрасного и вечного».
Вечные темы любви, природы, жизни и смерти у каждого поэта получили свое новое развитие, неповторимое звучание. Кто лучше Фета смог показать рождение и развитие чувства, от «робкого дыхания» к всплескам страсти, переполняющей? И все это без единого слова, без единого лишнего слова:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Сад ночной,
Ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица...
А Тютчев в нескольких строках вывел свою «формулу» любви:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Настоящая поэзия невозможна без воображения, без полета фантазии, которые богаты стихи Тютчева и Фета. Возьмем хотя бы всем известное тютчевское «Люблю грозу в начале мая...» Обычное природное явление в конце стиха очень естественно переходит в необычную, но убедительную картину, в которую трудно не поверить: весенняя гроза - лишь шутка богов, у которых тоже свои заботы и свои нравы:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
И сразу высвечиваются невидимые нити, связывающие в единое целое всю мироздание: и небо, и землю, и людей, и богов, и прозаический дождь, и высокую поэзию.
Читая Тютчева и Фета, мы заражаємося их жизнелюбием и спокойной мудростью, их настроением и восприятием мира, и начинаем верить, что
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко.
Все мило-невозможное
Так близко и легко
Не так уж мало для поэтического слова. Но, чтобы научиться слышать, надо, действительно, иметь неплохой художественный вкус.
|
|