10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Жизнь и творчество Шарля Бодлера
...Бодлер, я думаю о вас.
П. Антокольский
Для многих поколений читателей французский поэт Шарль Бодлер остается одиноким мечтателем, романтическим призраком на улицах мирового города, что ждет ночью заблукалу таинственную красоту.
Бодлер - предшественник целого направления в литературе и искусстве, получившее название «декаданс». Он первым почувствовал приход кризиса в духовной культуре конца XIX - начала XX века и рассказал об этом своим современникам.
Будущий поэт начинал как журналист и литературный критик. Он открыл своим соотечественникам талант Делакруа, музыку Вагнера и книги Эдгара По. Уже этим он заслужил признание и сделал шаг в будущее. Но главным делом его жизни стал сборник стихов «Цветы зла», так и остался единственной поэтической книгой поэта.
Книга вызвала скандал: против автора было возбуждено уголовное дело, а остатки тиража арестованы. Но книга уже разошлась и принесла известность автору. Она поражала читателя своей безудержной откровенностью, которая не останавливалась ни перед чем. Поэт, не убоявшись изобразить в неприглядном виде себя, безжалостно показывал відворотне лицо жизни:
Глупость, грех, беззаконный, законный разбой
Растлевают нас, точат и душу, и тело.
И, как нищие - вшей, мы всю жизнь отупело
Угрызения совести кормим собой.
Слабо наше раскаянье, грех наш упрям.
Мы вину признаем совета щедрой награды,
Слезы смоют все пятна - так кажется нам.
Такие стихи, как «Падаль», «Танец смерти», звучат как вызов обществу и его морали. На страницах «Цветов зла» мы видим поэта, жестокого без меры, с бешеной воображением и непримиримой враждой ко всему, что его окружает.
В стихотворении «Альбатрос» Бодлер сравнивает поэтов с гордыми птицами океана, парящих «под угрозой, в урагане над праздной толпой»:
Так, Поэт, ты паришь над грозой в океане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходит по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Дух поэта всегда направлен «в сияющую даль, в заоблачный простор, в надзвездные таинственные сферы».
Блажен, кто, отряхнув земли унылый прах,
Оставив мир скорбей коснеть в тумане мглистом,
Взмывает гордо ввысь, плывет в эфире чистом
На мощных, широко раскинутых крылах, -
пишет поэт в стихотворении «Вдохновение». В творчестве Бодлера живет неприязнь ко всему, что разрушает красоту. Мечта о победе красоты была так же сильна в его душе, как и неприязнь ко всему, что ее уничтожает. В стихотворении «Гимн красоте» поэт прямо обращается к ней, как к своей возлюбленной:
И что мне, рождена ты светом или тьмой,
Когда с одной тобой, о вечный мой кумир -
В ритм, в цвет, а звук! - когда с одной тобой
Не так печальна жизнь, не так ужасен мир.
Умонастроение Бодлера позже отразился в поэзии французских поэтов-символистов. Они унаследовали от него и романтическую страсть к красоте, и безупречность стиля и строгость рифмы, и удивительный звукопис. Но внутренний мир Рембо, Малларме и других поэтов, что пошли за Бодлером, будет еще мрачнее, обреченным и неприкаянным...
|
|