ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА

Жизнь и творчество Шарля Бодлера

...Бодлер, я думаю о вас.

П. Антокольский

Для многих поколений читателей французский поэт Шарль Бодлер остается одиноким мечтателем, романтическим призраком на улицах мирового города, что ждет ночью заблукалу таинственную красоту.

Бодлер - предшественник целого направления в литературе и искусстве, получившее название «декаданс». Он первым почувствовал приход кризиса в духовной культуре конца XIX - начала XX века и рассказал об этом своим современникам.

Будущий поэт начинал как журналист и литературный критик. Он открыл своим соотечественникам талант Делакруа, музыку Вагнера и книги Эдгара По. Уже этим он заслужил признание и сделал шаг в будущее. Но главным делом его жизни стал сборник стихов «Цветы зла», так и остался единственной поэтической книгой поэта.

Книга вызвала скандал: против автора было возбуждено уголовное дело, а остатки тиража арестованы. Но книга уже разошлась и принесла известность автору. Она поражала читателя своей безудержной откровенностью, которая не останавливалась ни перед чем. Поэт, не убоявшись изобразить в неприглядном виде себя, безжалостно показывал відворотне лицо жизни:

Глупость, грех, беззаконный, законный разбой

Растлевают нас, точат и душу, и тело.

И, как нищие - вшей, мы всю жизнь отупело

Угрызения совести кормим собой.

Слабо наше раскаянье, грех наш упрям.

Мы вину признаем совета щедрой награды,

Слезы смоют все пятна - так кажется нам.

Такие стихи, как «Падаль», «Танец смерти», звучат как вызов обществу и его морали. На страницах «Цветов зла» мы видим поэта, жестокого без меры, с бешеной воображением и непримиримой враждой ко всему, что его окружает.

В стихотворении «Альбатрос» Бодлер сравнивает поэтов с гордыми птицами океана, парящих «под угрозой, в урагане над праздной толпой»:

Так, Поэт, ты паришь над грозой в океане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходит по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

Дух поэта всегда направлен «в сияющую даль, в заоблачный простор, в надзвездные таинственные сферы».

Блажен, кто, отряхнув земли унылый прах,

Оставив мир скорбей коснеть в тумане мглистом,

Взмывает гордо ввысь, плывет в эфире чистом

На мощных, широко раскинутых крылах, -

пишет поэт в стихотворении «Вдохновение». В творчестве Бодлера живет неприязнь ко всему, что разрушает красоту. Мечта о победе красоты была так же сильна в его душе, как и неприязнь ко всему, что ее уничтожает. В стихотворении «Гимн красоте» поэт прямо обращается к ней, как к своей возлюбленной:

И что мне, рождена ты светом или тьмой,

Когда с одной тобой, о вечный мой кумир -

В ритм, в цвет, а звук! - когда с одной тобой

Не так печальна жизнь, не так ужасен мир.

Умонастроение Бодлера позже отразился в поэзии французских поэтов-символистов. Они унаследовали от него и романтическую страсть к красоте, и безупречность стиля и строгость рифмы, и удивительный звукопис. Но внутренний мир Рембо, Малларме и других поэтов, что пошли за Бодлером, будет еще мрачнее, обреченным и неприкаянным...