|
ПИРАНДЕЛЛО, Луиджи
(1867 - 1936)
ПИРАНДЕЛЛО, Луиджи - творчество писателя
ПИРАНДЕЛЛО, Луиджи (Pirandello, Luigi - 28.06.1867, Джірдженті (Агридженто) - 10.12.1936, Рим) - итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии 1934 г.
Один из величайших писателей Италии XX в., прозаик-философ, реформатор европейского театра, Пиранделло родился на Сицилии, в семье преуспевающего предпринимателя. С детства у него проявился талант к литературе, поэтому после окончания школы юноша отказался заниматься семейным делом, а поступил в университет Палермо. Впоследствии он перевелся сначала в Римский университет, а затем - в Боннский, который и окончил в 1891 г. Защитив диссертацию на тему «Звуки и развитие звуков в диалектике Джірдженті» и получив диплом филолога, Пиранделло вернулся на родину, где начал писать свои первые стихи и критические статьи.
В 1899 г. Пиранделло издал поэтический сборник «Радостная боль» («Mai giocondo»), в которой прославил языческую полноту жизни в противоположность христианской покорности. Позже он начал писать новеллы и романы.
В ранний период своего творчества Пиранделло был сторонником веризма (реалистическое направление в итальянской литературе, близкий к французскому натурализму) с его вниманием к повседневной жизни, к биологическим проявлениям человека, со стремлением «научно» описывать темные стороны действительности. Первый сборник новелл Пиранделло «Любовь без любви» («Amori senza amore», 1894) написана именно в традициях веристів. Впоследствии, через несколько лет, Пиранделло отошел от веризма и начал разрабатывать свой собственный литературный стиль, который он позже назвал «гуморизмом». В то же время обозначились главные темы его творчества: пустота и абсурдность жизни, ничтожество «маленького» человека, иллюзорность существования, невозможности постичь истину, поскольку она многолика и изменчива, как сама человек. Жизнь человека, как считал Пиранделло, - это трагикомедийный спектакль, в котором люди-актеры носят маски, не соответствующие их настоящему «Я». Но трагедия в том, что под маской нет лица: человек постоянно меняется, она не тождественна сама себе. Более того, восприятие ею себя самой, даже многоликой, отличается от восприятия ее окружающими, потому что другие люди могут понять в человеке только то, что им в ней на данный момент близкий. Именно через то человеческие связи такие непрочные и иллюзорны; нереальным является и любой факт, поскольку каждый трактует его на свой лад. Следовательно, у каждого своя правда. Настоящей является лишь грубое физиологическое жизни человека. И, наоборот, иллюзия (любимое слово Пиранделло-теоретика) не менее, если не более реально, чем действительность. Возникает то, что Пиранделло называет юмором, - горький, но холодный отчаяние наблюдателя, который видит противоестественность, казалось бы, естественного, нормального существования и неизбежность превратности судьбы.
Свои взгляды на литературу писатель изложил в 1908 г. в эссе «Юмор» («L'umorismo») и «Наука и искусство». В романе Пиранделло «Блаженной памяти Маттиа Паскаль» («II fu Mattia Pascal», 1904), который принес писателю успех и признание, его литературный стиль приобрел завершенности. Главный герой романа Маттиа Паскаль работает в библиотеке, которую никто не посещает, бездумно читает книжки и прогуливается по пляжу. Он женился с любовницей старого богача, которую не любит. У него умирает мама, дети. Неожиданно Маттиа выигрывает в рулетку большую сумму денег, и в тот же день находят изуродованный труп и признают его телом Паскаля. Герой радуется от такого неожиданного освобождения от окружения, от себя самого. Он меняет внешность, снимает квартиру в Риме, где в него влюбляется дочь владелицы. Однако свобода оказывается лишь изменением маски. Без паспорта нельзя ни заявить о краже, ни жениться. Лучше всего вернуться снова в знакомое жизни Маттиа Паскаля. Герой инсценирует самоубийство, дважды становясь «живым трупом», и возвращается в свой городок к привычному существованию. Там он и пишет мемуары - тот самый текст, который читатель уже прочитал. Роман похож на научный трактат, где каждый раздел, не очень связан с предыдущими, посвященный анализу конкретного события. Все события поданы через сознание героя, они словно призрачные очертания жизни, которое невозможно отличить от иллюзии.
Начиная с 1898 г., Пиранделло преподавал итальянскую литературу в педагогическом колледже Рима. После разорения отца в 1903 p., который до этого помогал сыну финансово, преподавание стало для Пиранделло основным постоянным заработком. В первое десятилетие XX в. писатель работал в основном в жанре малой и большой прозы. Но если его романы, кроме упоминавшегося, сейчас практически неизвестны, то благодаря своим новеллам он стал известным всему миру. За четверть века Пиранделло создал более 200 новелл, выходили отдельными сборниками с 1894 по 1919 г. Впоследствии он объединил их в пятитомное издание «Новеллы на год», что стало панорамой итальянского жизни рубеже веков.
В новеллах Пиранделло изображает застывший світок Сицилии («Донна Мімма» - «Donna Minima»), закоснелые обычаи и традиции («Некоторые обязательства» - «соответствие требованиям obblighi»), лицемерие и нечулість духовенства ( «Счастливцы» -- «И fortunati», «Маленькая мадонна» - «La madonnina», «Благословение» - «Benedizione»), жадность и зависть крестьянства («Кто заплатит» - «Chi lapaga», «Дым» - «II fumo»). Пиранделло чаще всего берет отдельный случай, который подтверждает общий абсурд жизни. Обычно, это состояние одиночества, бессмысленный бунт, безумие, самоубийство, смерть. Такой тематический ряд в значительной мере объясняется личной драмой писателя: в 1894 г. он женился, но жена, которую он горячо любил, сошла с ума, и писатель на протяжении многих лет наблюдал процесс распада ее сознания. Новеллы Пиранделло - это маленькие напівабсурдні драмы со строгой композицією. их стиль очень раВНОобразен: речь точная, суховатая, но встречаются обширные, развернутые фразы, диалог неожиданно меняет повествование; очень много не договорено и остается в подтексте.
После Первой мировой войны Пиранделло выступил как реформатор итальянского и мирового театра, презрев традиционной форме и выдвинув новые философские темы и проблемы. После того как была поставлена его первая пьеса «Если это не так...»(1915), П. стал материально независимым и в 1922 г. оставил преподавание. В пьесах драматурга тонкий психологический анализ сочетается с сатирическим изображением мещанского болота ( «Это так (если вам так кажется) « - «Cosi e (se vi pare)», 1918; «Шесть персонажей в поисках автора» - «Sei персонажей in сегса d'autore», 1921), с розвінчуванням т, наз. «порядочных» людей («По-доброму» - «Tutto per bene», 1920; «Обнаженные одеваются» - «Vestire gli ignudi», 1923), бунтом против общепринятой морали («Поразмысли над этим, Джакоміно!» - «Pensaci, Giacomino!», 1910; «Врачебный долг» - «II dovere del medico», 1902). В некоторых драмах Пиранделло подает философское раскрытие трагического столкновения «лица и маски» ( «Генрих IV»- «Enrico IV, 1922), иллюзии и действительности ( «Жизнь, которую я тебе даю» - «La vita che ti diedi», 1924; «Какой ты меня хочешь» - «Come tu mi vuoi», 1930), выдумки и действительности («Каждый на свой лад» - «Ciascuno a suo modo», 1924; «Сегодня мы импровизируем» - «Questa sera si recita a soggetto», 1930).
В 20-х pp. Пиранделло создал цикл пьес «Обнаженные маски», по мнению многих критиков, - вершину своей драматургии. В первую очередь критики называют пьесы «Генрих IV», «Каждый на свой лад», «Новая колония», «Сегодня мы импровизируем». Самая знаменитая из его пьес - по сути, манифест нового театра - «Шесть персонажей в поисках автора». В предисловии драматург говорит о том, что хотел показать, как соотносятся искусство и жизнь, воображение и действительность в процессе творчества, о том, что только искусство бессмертно.
На сцене актеры репетируют другую пьесу Пиранделло - «Игра интересов». Здесь писатель цитирует себя, иронизируя из собственного творчества. Неожиданно в зал входят шесть персонажей в масках - Папа, мама, Сын, Падчерица, мальчик и маленькая девочка. Все они - герои недописанной пьесы и, страстно желая реализоваться, ищут автора. Папа начинает разговор с Директором театра о сути театрального искусства и его формы, доказывая тезис самого Пиранделло о том, что реалистичный «кусок жизни» как предмет искусства невозможен. Шесть персонажей - это словно души людей, которые ищут конкретного воплощения, их автор как-то придумал сюжет, но не попал писать текст. И вот теперь, прервав репетицию, персонажи требуют сценического воплощения их жизненной драмы. Она заключается в том, что Папа ушел от Матери, поскольку она любила другого. От нового мужа она родила трех пітей, но теперь овдовела и ее обеднела. За то Падчерица была вынуждена стать проституткой, и первым клиентом девушки мог стать Папа, но ситуацию исправило вмешательство Матери. Если всю историю персонажи только рассказывали, то этот эпизод они разыгрывают на сцене. Причем их слова записывает Суфлер, а актеры сразу начинают репетицию, но на свой лад, с другими интонациями и жестами, от чего персонажи сходят с ума, - это была их жизнь! Затем они продолжают рассказывать свою драму. Папа, покаявшись, забирает всех к себе, но тогда возмущается Сын, в детстве оставленный Матерью.
Все выясняют мотивы собственных поступков, и виявяється, что каждый факт можно толковать по-раВНОму. Отец бросил Мать из благородных соображений, чтобы сделать счастливыми двух любящих людей, которые его, кстати, ненавидели. Зато Мать уверена, что он ее просто хотел избавиться. Падчерица мстит Папе, считая его виновником своего падения, но Папа свое минутное плотское желание не считает грехом. Конфликт заканчивается тем, что девочка утонула в бассейне, а мальчик, увидев это, застрелился. И Директор, и актеры довольны «розказаною пьесе», но на их ужас дети умерли по-настоящему. Жизнь и игра настолько взаємопереплелися, что разъединить их может только смерть. Директор, ничего не понимая, гасит свет и уходит, а недовтілені четыре персонажа, из которых двое уже мертвы, продолжают свой фантасмагорический ход по театре.
Очевидно, Пиранделло перешел от прозы к драматургии том, что именно принцип перевоплощения, что лежит в основе актерской игры, мог наиболее полно выразить представление писателя о многоликость человека и сплав реального и фантастического бытия, иллюзию, которая только на сцене, во время спектакля, оказывается более реальной, чем сама действительность.
В основе театра Пиранделло - его понимание жизни и человека. Две составляющие его театра - это интеллектуально-философская драма и условный гротескный балаган, а новаторство драматурга заключается в том, что он отказался от двух привычных для европейской драматургии вещей: раскрытие характеров и последовательного развития сюжета. Пиранделло окончательно заменил реалистичную драму на драму идей. Многие его приемы стали основой театрального языка XX в.
Начиная с 1923 p., драматург начал сам ставить свои пьесы: основал Национальный художественный театр в Риме (для этого ему пришлось вступить в фашистскую партию). Через пять лет театр распался из-за финансовых трудностей. После этого Пиранделло покинул Италию и переехал жить во Францию, много путешествовал, продолжая работать как драматург и режиссер театра.
В 1933 p., па просьбе Б. Муссолини, Пиранделло вернулся на родину, а еще через год получил Нобелевскую премию по литературе «за творческую смелость и изобретательность в области драматического и сценического искусства». Умер писатель в Риме, оставшись в истории литературы одним из выдающихся драматургов и новелістів.
На украинском языке произведения Пиранделло переводили Г. Бережная, О. Поманська, Л. Танюк, А. Перепад», В. Чайковский и др.
В. Луков
|
|
|