Поэтическое новаторство символистов
Литература конца ХІХ - начала ХХ века - один из интереснейших этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы XIX века, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, получившее название символизм.
Поэзия, согласно теории символистов, должна подходить к действительности через тонкие наметки и напівкольори. Красота и истина постигаются не сознанием, а интуицией.
Символ для символистів - это не общепризнанный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего не-определенное:
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словнолопасти латаный На эмалевой стене.
(В. Брюсов. «Творчество»)
Хотя символизм был широко признан русской поэзией, родиной его считается Франция. Там он сложился как направление еще в 70-80 годы XIX века.
Большинство символистов были выразителями идей декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти. Но к символам обращались и поэты, которые занимали прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, немецкий драматург Гауптман, автор драмы «Утонувший колокол», бельгийский драматург Метерлинк, автор драмы «Синяя птица».
Западноевропейская поэзия оказала большое влияние на русскую литературу. Это влияние заключалось в становлении новой концепции человека. Концепцию определили французские поэты Шарль Бодлер и Поль Верлен.
Шарль Бодлер в величайших собраниях своих сочинений «Цветы зла» и «Малые стихотворения в прозе» признавал несправедливость существующего буржуаВНОго мира, но симпатию к обездоленным выражал пессимистично.
Основоположником французского символизма по праву считается Поль Верлен. Его произведения из сборников «Сатурнічні поэзии», «Добрая песня», «Романсы без слов», «Мудрость» полны мотивов грусти, одиночества, религиоВНОй мистики.
Эти же мотивы переняли у французских русские символисты:
Полностью жизни принять мы не смеем,
Тяжести счастья поднять не умеем, Звуков
хотим,- но созвучий боимся, Праздным
желаньем пределов томимся, Вечно их
любим, вечно страдая,- И умираем, не
достигая...
(С. Гиппиус. «Предел»)
Но большинство русских символистов не только поддержали сущность новой концепціїї, но и доработали ее, переосмысливая исторические события, как собственные, а развитие истории, развитие жизни считали достижениями внутреннего мира человека. Таким образом, если личность за короткое время преодолеет суетность жизни, значит она сумеет присоединиться к вечных законов, которые существуют не абстрактно, а конкретно:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(О. Блок. «Незнакомка»)
Русские символисты пытались объяснить сущность нового для русской литературы направлении несколькими критическими статьями, однако их искусство было оторванным от жизни. И даже самые выдающиеся представители этого направления, оставаясь новаторами, не смогли слить воедино жизнь и творчество, возвращаясь к реализму.
|
|