ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новаторство Чехова-драматурга (По пьесе «Чайка»)

17 октября 1896 года на сцене императорского Александрийского театра в Петербурге состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. Чехова. В главных ролях были заняты ведущие актеры, а Нину играла сама. Комиссаржевская. А. П. Чехов, на то время уже известный и признанный прозаик, был недоволен тем, что он видел на репетициях, и не очень ожидал успеха. Но действительность превзошла его худшие ожидания. Премьера «Чайки» вошла в историю театра как неслыханный провал. Чехов решил больше никогда не ставить эту пьесу и не обращаться к драматургии. Но лишь через два года и эта самая «Чайка» станет едва ли не самым большим успехом Чехова, а его драматургический талант найдет таких пылких поклонников, что возникнет даже понятие «театр» Чехова. Почему же так сложилась сценическая судьба «Чайки»? Ответ прост: пьесу не поняли. Не поняли зрители, которые привыкли к напряженному драматическому сюжету. Не поняли актеры и постановщики, потому что пьеса требовала новых принципов актерской игры, новых форм организации сценического действия.

«Чайка» Чехова была слишком новаторская, а традиционный театр XIX века не имел средств, чтобы донести до зрителя художественные открытия Чехова-драматурга. Это поняли основатели нового художественного театра К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Именно они раскрыли одну из тайн этой пьесы: за бытовыми подробностями, за случайными, неожиданными репликами они увидели и сценически воссоздали невиданный до этого в драматургическом произведении лиризм.

Новаторство «Чайки» оказалось в первую очередь в том, что она строилась не на гостросюжетній драматической действия, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов-писатель открыл трагедию обыденности. Чехов-драматург показал эту трагедию в сценических образах, художественно вероятных, психологически точных. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. О сценическое действие Чехов говорил так: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь».

Внешне яркие сценические действия не привлекают Чехова. Например, в пьесе есть как минимум два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обыграны. Первый - попытка Треплева покончить жизнь самоубийством после провала его представления и «измены» Нины. Второй - самоубийство Треплева в финале пьесы.

Чехов же выносит эти сценически «выгодные» эпизоды за сцену. Такой отказ от эффектных сцен была подчинена авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, возникающие из-за недопонимания между людьми.

Всех без исключения героев Чехов объединяет в единую систему, где каждый имеет свое задание в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а заставляет внимательно следить за всеми героями. Речь каждого персонажа имеет «подтекст», который придает всей пьесе богатство содержания, художественную правдивость и убедительность. Особую роль в чеховских пьесах играют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о самом сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, какой увидел ее впервые. «Мы разговаривали ... еще тогда на скамье лежала белая чайка». Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на образе чайки. Зритель во время паузы вспоминает предыдущую разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, походом погубил «один человек». Но весь многомерный содержание разговора героев выясняется значительно позже. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение, зритель будто ожидает, что герои объяснят, раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель сам должен домыслить, что скрывается за этим молчанием.

Читатели пьес Чехова особое внимание уделяется авторским ремаркам, потому что они тоже играют важную роль в понимании всего, что происходит в пьесе, создают особую атмосферу. Вот сцена Треплева и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку у ног Нины. Почему Чехову важно, что Треплев без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел подлость убить сегодня эту чайку», «Скоро так же я убью самого себя». Читатель понимает, что что-то очень важное для Треплева погибает, возможно, погибает его мечта. Возможно, погибает чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.

В этом тоже оказалось чеховское новаторство. Герои не говорят о самом сокровенном, но читатель понимает их.

«Чайка», как и все большие пьесы Чехова, по жанру, определенным автором,- комедия. По традиционному определению, это скорее трагедия или драма, то есть драматургическое произведение, где раскрываются неразрешимые моральные проблемы, которые приводят к гибели персонажей. Называя свое произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что «главная героиня» его пьесы - обыденность, которая прожигает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комичными. Таким предстает перед нами известный писатель Тригорин. Он не воспринимает жизнь сердцем со всеми его радостями и трагедиями, а делается лишь сторонним наблюдателем, и все, что происходит вокруг и с ним, для него лишь «сюжет для небольшого рассказа». Такая Аркадина, талантливая актриса, что может передать на сцене любые высокие чувства, а в обыденной жизни ей жалко денег даже для сына и брата, она равнодушна ко всему, кроме собственного успеха. Неслучайно Треплев в своей последней реплике, когда уже решил покончить жизнь самоубийством, говорит о том, что маму может расстроить встречу с Ниной. Он будто не верит, что его смерть мать воспримет трагически. Такими жертвами обыденности есть и другие персонажи пьесы.

Сценическая судьба «Чайки» не очень богата. Ее не часто, по сравнению с другими пьесами Чехова, ставили в театрах. Новаторские искания Чехова-драматурга более завершено воплотились в таких пьесах: «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». И все же не случайно на кулисе Московского художественного театра, который открыл Чехова-драматурга, изображена чайка. Эта пьеса была тем самым «первой птицей», что принес обновление, весну русской драматургии.