|
ОСБОРН, Джон Джеймс
(1929 - 1994)
ОСБОРН, Джон Джеймс - творчество писателя
ОСБОРН, Джон Джеймс (Osborne, Johne James - 12.12.1929, Лондон - 24.12. 1994, Шропшир) - английский драматург.
Осборн дебютировал в литературе в 1956 г. с пьесой «Оглянись в гневе», что положила начало обновлению английской драматургии, связанной с движением «сердитых молодых людей». Он родился в пригороде Лондона в семье коммерческого художника, который умер в 1940 г. Осборн пробовал свои силы как актер репертуарного театра, как журналист; начал писать пьесы, первая из которых была поставлена в 1950 г. Однако настоящую славу снискала ему пьеса «Оглянись во гневе» («Look Back in Anger»), показана в Москве во время первого фестиваля молодежи и студентов. Эта пьеса, которая проложила водораздел между театром 30-х-40-х гг. и новым стилем 50-х pp., означала расширение тематики, отказ от стилистики развлекательного театра, салонной драмы, включение проблематики среднего класса, что поднялся в Англии после войны, появление нового героя Джимми Портера, который открыто критиковал общество и эмоционально выплескивал свой гнев на большие и малые проблемы. Американский драматург А. Миллер назвал метод Осборна «новым реализмом, что приговорил предыдущую драматургию, герметично оторванную от реальности». Осборн получил титул человека, который олицетворяет «голос целого поколения».
Поставленная в " Ройял Корт пьеса «Оглянись во гневе» привлекла внимание многих «сердитых молодых людей», таких как Ш. Делені, А. Вескер, Д. Арден, Д. Стори, Э. Силлитоу, Н. Симпсон, Э. Джелікоу. Пьеса открыла новую страницу в истории английского театра под названием «драма " новой волны», что, впрочем, включала в себя также борьбу за национальный театр, обновление сценической речи, демократизацию театра в целом. Ройял Корт стал открывателем новых талантов, колыбелью новой драмы, а день премьеры пьесы Осборна - 8 мая 1956 г. - вошел в историю английской драмы как день рождения «драмы " новой волны». Пьеса Осборна появилась после книг К. Еміса «Счастливчик Джим» и Дж. Уэйна «Спеши вниз» и в идейном плане стала их логическим продолжением. Но философия Портера обозначена явным влиянием философии экзистенциализма, философии аутсайдера, личности, поставившей себя вне общества, романтично принимает на себя весь груз страданий и страданий человечества, всего мира; личности, стремящейся понять, что такое жизнь, как долго жить, вместо того, чтобы принимать жизнь такой, какая она есть. Яростно нападая на мораль, отрицая религию, традицию, кастовую систему (Портер ненавидит родственников своей жены, выходцев из верхушки среднего класса), заклеймив все ненавистным словом «фальшь», Портер ослепленный гневом, который помогает герою открыть объекты критики, но он лишает его возможности отчетливо видеть очертания и контуры этих предметов. Вся пьеса - это затянутый монолог героя, что поштуркує свою жену, приятеля, критикует газеты, Благовест, религию.
После «Оглянись во гневе» была поставлена «Эпитафия для Джорджа Диллона» («Epitaph for George Dillon», 1958), хотя Осборн написал ее четырьмя годами ранее. Огромный успех получила его следующая пьеса - «Конферансье» («The Entertainer», 1957), в чем, несомненно, заслуга выдающегося актера Л. Оливье, который выступал в главной роли Арчи Райса. Когда в первой пьесе действительность была показана глазами бунтаря, то здесь она представлена глазами обывателя. Герои «Конферансье» Билли, Арчи, Фрэнк, Мик раВНОй степени приспособились к этому миру и не хотят оттуда вырваться. По композиции пьеса является очень гибкой единством двух планов - реального и условного, мюзик-хольного, связанных, однако, образом главного героя. Арчи Райс незаметно проникает из одного мира в другой. Здесь впервые в творчестве Осборна появляются многозначные в структуре пьесы песенки, прообразом которых является брехтівські зонты. Как и в Бы. Брехта, они выполняют функцию отчуждения. Вытекая из мюзик-холльных мотивам пьесы, они будто создают своеобраВНОе эпическое обрамление. Символический аккомпанемент в виде известных популярных мелодий и декоративных занавесей, спускающихся во время выполнения, придает значимости и определенной направленности содержанию, умышленно обостряя ситуации.
«Мир Пола Сліккі» («The World of Paul Slickey») продолжает бытовую тенденцию «Эпитафии», которая приобретает здесь ярко выраженного политического содержания. Центральной фигурой комедии есть представитель великой прессы Джек Вукемо, он же Поль Сліккі. В характере Сліккі нет той целостности, которая была в Портере, Райса, Диллона. Брехтівський стиль, в котором была задумана пьеса, воплотился лишь внешне парадоксальном рисунке образа (Сліккі - страшный циник и грешник, который раскаялся) и нескольких удачных зонтах, а также в многозначности имен и названий (Мортлейк, Сліккі, Трюні, Марун, Дейли Рэкет). Для завершения характеристики героя Осборн использует не только зонги, но и прием параллелизма (дает продолжение характера парламентского говоруна Роули в характере лорда Мортлейка).
После пьесы «Объект скандала и беспокойства»(«Subject of Scandal and Concern», 1961) Осборн обратился к исторической пьесы, что, впрочем, не изменило характера главного осборнівського конфликта.
Проблема личности и общества, противоречие между идеей самосознания и само-определение индивида и идеей власти, государственности решается в исторической драме «Лютер» («Luther», 1961) в более широком плане. Написание пьесы «Лютер» совпало с общим пересмотром позиции «сердитых» в начале 60-х pp. Путь компромисса стал для некоторых из бывших «сердитых» единственно возможным в условиях нового периода в жизни английского общества. Психологический образ героя, его внутренний мир и богатство переживаний Осборн рассматривает в прямой зависимости от широты мировоззрения персонажа, от степени понимания им прогрессивных тенденций общественного развития. Однако эта взаимосвязь мировоззрения и психологии потрактовується механически. Характер персонажа, который живет в переломную историческую эпоху Реформации, предстает лишь как определенная сумма интеллектуальных, психологических и бытовых черт, знаменуют представителей отдельных периодов, из которых эта эпоха состоит. Сами эти периоды и исторические эпизоды выступают не в своей исторической последовательности, а скоряючись внутренней логике сюжетного развития драмы.
К непосредственному изображению современности Осборн возвращается в «Пьесах для Англии» («Plays for England», 1962). Однако здесь парадокс и гротеск помогли открыть лишь условные связи между вымышленными персонажами в вымышленной обстановке (первая пьеса дилогии «Кровь Бамберґів», что прозрачно намекает на частную жизнь принцессы Маргарет). Сами же персонажи лишены характера и является лишь отражением определенных идей автора. Пафос отрицания проступает лишь в интонации, тогда как в первой пьесе Осборну был присущ всей драматургической структуре.
Особенно плодотворными в творчестве Осборна были 60-е pp., когда он создал пьесы «Неподсудно дело» («Inadmissible Evidence»), «Вот так патриот» («A Patriot for Me»), «Отель в Амстердаме» («The Hotel in Amsterdam») и «настоящее Время» («Time Present»). Пьеса «К западу от Суэца» («West of Suez») открывает 70-е, когда были поставлены «Ощущение причастности» («A Sense of Detachment»), «Конец моей сигары» («The End of Me Old Sigar», 1975) и «Посмотри, как все разваливается» («Watch It Come Down», 1976).
В 60-х pp. герои Осборна становятся все самотнішими и более трагичными фигурами. Символом того времени стал адвокат Билл Метланд, которого оставляют все близкие и дорогие ему люди. Он исчезает как личность, предает себя, свои идеалы. Его ждет одинокий и безрадостный конец. Примечательно, что Осборн выступает в роли режиссера-постановщика этой пьесы в Ройял Корт, где в 1956 г. состоялся его дебют как писателя «сердитой молодежи». Действие пьесы «К западу от Суэца» перенесена на вымышленный остров, куда убегает от современной цивилизации старый писатель Джілман со своими дочерьми и их мужьями. Мир острова, что находится между нашей и другой цивилизацией, как определяет сам Осборн, должно обеспечить спокойствие и беззаботное, почти райское существование. И современная цивилизация ґвалтівно врывается и сюда, оставляя мусор после многочисленных путешественников на фешенебельных теплоходах. Супруги Деккерів (американцев) бесцеремонно врывается в дом Джілмана, приняв его за сувенирную лавку. А потом появляются и островитяне, которые вполне хладнокровно убивают хозяина дома. Джілману около семидесяти лет. Он прожил сложную жизнь и все время искал его смысл. Нашел он его не по своей воле - оно бессмысленное и жестокое и может по-варварски оборваться в любой момент. Обращение к теме искусства, творческой интеллигенции неслучайное для Осборна. Он хотел понять ее роль в современном обществе, ее влияние на жизнь.
Осборн адаптировал для сцены «Гедду Габлер» Г. 16-сена и «Почетный связь» Л. де Веґи. Написал сценарии: «Оглянись во гневе» (совместно с Н. Нилу, 1959), «Конферансье» (совместно с Н. Нилу, 1960), «Том Джон» (1963), «дело Неподсудно» (1968) и «Обязанность бригады осветителей» (совместно с Ч. Вудом, 1968). В течение определенного времени имя Осборна почти исчезло с афиш и экранов. Менялась созданная им «новая драма», она уже пережила несколько взлетов и падений, но вывела на авансцену истории новые имена, дала импульс развития, динамичном и современном.
В 1981 г. вышла в свет осборнівська автобиография «Человек высшего класса» («A Better Class of Person»). В этой книге Осборн, вспоминая свое детство и юность, истоки собственной творческой карьеры, по сути, восстанавливает историю Великобритании, сомнения и надежды своего поколения, поколения 50-х pp., отчаянно боролось против истеблишмента и мещанства. Это размышления о становлении собственного характера, творческие и личные поиски. В 1991 г. драматург издал второй том автобиографии - «Почти джентльмен» («Almost a Gentleman»).
Осборн сыграл свою роль в театре, он стал страницей его истории, но очень важной страницей, без которой невозможно представить себе послевоенную драму, понять источник ее жизненной силы и энергии. Осборн не только обновил английскую драматургию, окончательно порвав с традициями «хорошо сделанной» пьесы, он вместе со своими единомышленниками предложил зрителю огромное раВНОобразие жанров и типов современной пьесы, тем самым убедив их в значимости и актуальности проделанной работы по организации театра и драматургии. Ш. Дилэни, А. Вескер, Д. Арден, Д. Ортон, Э. Силлитоу, Бы. Копс выступили вместе с Осборном, хотя их пути в конечном итоге разошлись, но в 50-х гг. они были единомышленниками и соратниками. Они способствовали появлению «второй волны», с которой пришли Д. Мерсер, Е. Бонд, Т. Стоппард. А. Ніколз, а потом уже совсем молодые, но талантливые Г. Фрэйн, К. Черчилл, Поляков. П. Барнз, которые снискали славу английском драматургическому искусству. Осборн доказал жизненность драмы, когда уже никто не верил в ее судьбе. В этом его огромная роль и значение. Сотрудничество с кино и телевидением накладывает определенный отпечаток на всех драматургов, но начал это сотрудничество именно Осборн. Была выиграна битва за национальный театр, который в итоге получил постоянное помещение на южном берегу Темзы Автономия и изолированность лондонских театров была нарушена. Растущая популярность и успех провинциальных театров среди широких слоев населения, проведение фестивалей искусств, открытие новых театров свидетельствовали о очевидные положительные результаты революции, осуществленной Осборном в театре.
Н. Соловьева
|
|
|