Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма... Бунтівничий дух присущ не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему скучным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его. Именно это обусловило его активное участие в революции 1848 г. Сборник его стихотворений «Цветы зла» - это духовные поиски современного человека. Мир предстает в образе моря, с которым мы встречались в романтической поэзии Байрона, Пушкина. Изображая современную ему действительность, как «море сорных улиць городских», поэт сердцем сочувствую другого моря, моря, где сияния много». Не принимая прозаїчності будничной жизни, он стремится вернуть тот потерянный рай (идеальный мир), в котором создатель жил в детстве:
Мой рай зеленый, детская любовь, Цветы и поцелуи, забавы и песни, И скрипка, что в сутінні скорбит и плачет... А может рай-идеал - в далеких экзотических странах («Moesta et errabunda»). В поэзии «Путешествие» действительность предстает
На лестнице жизни, на всех саблях роковых -
Извечного греха зрелище скучное...
Это и тиран, и народ, «влюбленный в господствующий кнут», несколько религий, «что тянутся до небес и все простерты ниц», «все наркозне зелье, «что мира нашего подробный инвентарь». И поэт делает вывод:
Этот мир, зажатый в тоскні берега, Представляет образ наш - сегодня, завтра, всегда. Оазисы ужасов среди пустынь скуки. Поэзия «Путешествие» - это своеобразная духовная путешествие человечества к бездне, от которой не может спасти «горстка мудрецов», «одбігли Судьбой гуртованих отар».
Но, «блуждая духом по местности строгом», поэт встречает лебедя («Лебедь»), «что сбежал из клетки». Он ранен, это величественный «изгнанник-страдалец», который мечтает «о чистую гладь прудов». Это сам поэт, который стремится к идеалу. В поэзии «Альбатрос» он предстает в образе воздушного путешественника-альбатроса:
Поэт подобный тоже до властелина небе, среди облаков летит как молния во мгле. Но, словно в тюрьме, в толпе неистовой Он крылья великана волочит по земле. «Неистовая толпа» - это действительность, и гигантская птица-поэт может жить только «среди облаков». Итак, Бодлер собирает поздние цветы романтизма, противопоставляя действительность идеала, признавая великую миссию поэта - спасти мир своим страданием и величием души.
Но невозможность достичь идеала на земле вызывает у Бодлера острое разочарование, и он впадает в отчаяние. Отсюда также понимание назначения поэзии как средства выращивания цветов (то есть Прекрасного) со зла, а также его черная меланхолия и тотальный нигилизм. Поэт не только не обращается к Богу за помощью - он демонстративно пренебрегает им и обожает Сатану. В то же время некоторые черты стиля Бодлера противоречат романтизмові: тщательно продуманная композиция и безупречная форма поэзии. Не воспринимает поэт и романтического понимания природы как источника обновления чувств или средства защиты от цивилизации. Природа предстает у Бодлера врагом человека. Он ищет вдохновение в «иной природе» - искусственной: в произведениях искусства и человеческого труда.
|
|