|
МЕЛВА, Герман
(1819 - 1891)
МЕЛВА, Герман - творчество писателя
МЕЛВА, Герман (Melville, Herman - 01.08.1819, Нью-Йорк - 28.09.1891,там же) - американский писатель.
Мелва - одна из самых ярких и значительных фигур американского романтизма. Недооцененный современниками, он был прославлен только в XX в. и с опозданием, но безоговорочно принят в пантеон великих мастеров национальной культуры. Отец Мелвил был коммерсантом, предки которого принимали участие в американской революции XVIII в. Мать - голландка по происхождению, из богатой семьи, пыталась дать детям религиоВНОе воспитание. Будущий писатель гордился семейными традициями. Детство Мелвил прошло в большом доме, в достатке, учился он в привилегированной школе. Неожиданная смерть отца в 1832 г. заставила Мелвил, который не желал обременять близких, начать самостоятельную жизнь: он работал клерком в банке, школьным учителем, служил на меховой фабрике. В 1837 г. впервые вышел в море юнгой. В январе 1841 г., охваченный жаждой приключений, завербовался матросом на китобойную шхуну «Акуншет» (она впоследствии служила за «модель» для вельбота «Пеквод» в романе «Мобидик») и отправился в плавание. На корабле Мелва столкнулся с жестокими порядками. В июле 1842 г. во время стоянки в гавани Нукухіві (Маркизские острова) он вместе с товарищем Тебе оставил «Акуншет» и провел, очевидно, около месяца, с местным племенем тайпі, за которым закрепилась зловещая слава каннибалов. От аборигенов он убежал на сиднейской шхуне «Люси Энн», путешествовал некоторое время, пока не осел на Гаити. Там он устроился на американское военное судно «Юнайтед Стейтс» и вернулся на родину в октябре 1844 г.
Почти три с половиной года, проведенных на море, обогатили Мелвил неоценимым запасом впечатлений. Это легло в основу многих книг М., определило своеобразие его творчества как выдающегося художника-марініста. В 1844 г. Мелва поселился в Нью-Йорке, вошел в литературную среду, сошелся с В. Ірвінґом, Н.Готорном (творчество которого вызвала у него восхищение), с публицистом и философом Г. В. Эмерсоном. С вожделением принялся он за изучение философии, в частности таких немецких мыслителей, как Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, брать Шлегелі; большое влияние оказала на него романтическая поэзия, особенно Дж. Блейка и П. Б. Шелли. В это время сформировалась политическая философия Мелвил: его «беспощадный демократизм», стойкая ненависть к рабовладения, к любым формам угнетения и попрания человека; не скрывал он и критического отношения относительно определенных недостатков государственной системы, которая складывалась в США.
В 1846 p. Мелва дебютировал книгой «Тайпі» («Турее»), которая основывалась на «маркізькому» эпизоде его жизни и была тепло принята читателями. В насыщенной богатым, свежим этнографическим материалом, пронизанной своеобразным руссоїстським пафосом, книге изображены в духе романтической утопии жизни племени тайпі на лоне прекрасной первозданной природы, их быт, обычаи и традиции, архаичную материальную культуру. Воспевается красота девушки Файявей, дочери вождя племени, которая полюбила героя-рассказчика. В книге содержатся выпады против миссионеров и антигуманной «цивилизации», пораженной пороками, которой, по контрасту, противопоставляется идиллический быт аборигенов, людей добродушных, непосредственных и дружелюбных. Успех первой книги побудил Мелвил написать ее продолжение - «Ом» («Отоо», 1847), основой которой послужило его путешествующую ЖИЗНЬ на Гаити. Книга близка по форме к роману, она начинается с описания сверхтяжелых условий службы на торговом флоте, грубого обращения с матросами, что вызвало бунт команды. Матросов высадили на Гаити и посадили в тюрьму. Если тайпійці были в Мелвил заметно идеализированы, то гаитяне показаны уже без украшений. Еще одно произведение, которое отразило «морской» опыт Мелвил, - роман «Белый бушлат» и «White Jacket», 1850), в котором описано неприглядный быт американского военного корабля: рядовых матросов постоянно унижают, офицеры донимают им пустяковым прискіпуванням и тиранией. Здесь выделяются фигуры молодого кадета, который насаждает дисциплину с помощью розог, и корабельного хирурга К'ютікла, настоящего мясника, человека с фальшивыми зубами и париком, который совершает жестокие эксперименты над своими пациентами. Это был образец «морского романа».
Все эти произведения подготовили появление мелвілівського шедевра, романа «Моби Дик, или Белый Кит» («Moby Dick, or White Whale», 1851), зачисленного сегодня до вершин мировой литературы. Сначала Мелва задумывал книгу как один из раВНОвидностей морского романа о китобойном промысле, но постепенно его план и структура усложнялись, приобретали философской масштабности. Писатель раздвигал привычные жанровые и стилевые рамки романа, который «аккумулировал в себе элементы бытописания, аллегорию и символику, документалистику и высокую патетику, реалии китобойного промысла и корабельного избитую и религиоВНО-философскую проблематику. Обнаружил себя Мелва и как марініст, что воссоздает незабываемые морские пейзажи; океаническая стихия, переменчивая, буйная, непокорная - одна из главных действующих «лиц» в романе. Океан раВНОобразен, многолик, полон тайн. Мелва был его вдохновенным певцом. Как заметил критик В. Торп, писатель «проявил большую смелость, сделав героями романа американских китобоев, прототипы которых он встречал десять лет перед тем во время плавания на «Акуншеті». ГрандиоВНОе действо близкое к пьесам Софокла и В. Шекспира с той разницей, что актеры разыгрывают его на покрытой жиром палубе китобоя. Сила искусства Мелвил превращает ее в сцену, достойную самого действия, но и в этой самой обстановке кроется скрытая сила». Роман содержал в себе «театральные», сценические компоненты: в время его написания Мелва увлеченно читал произведения Шекспира.
Сюжет романа - перипетии охоты китобоя «Пеквод» за таинственным гигантским Белым Китом, что выступает как нечто большее, чем могучий обитатель морской стихии; он - воплощение извечного зла, которого следует избегать морякам, которые желают благополучно вернуться в родной порт. Капитан вельбота Ахав - романтический герой, человек, одержимый маниакальной страстью одолеть Белого Кита, «темную неуловимую силу, существующую испокон веков»; в последней схватке с ним он лишился ноги и пользуется белым костяным протезом. Он прибивает к мачте золотой дублон - вознаграждение тому, кто первый угледить в море ненавистного ему могучего кашалота. Рядом с Ахавом - многонациональная команда «Пеквода», что как бы символизирует человечество в миниатюре. Перед нами разные типы людей: старший помощник Старбак, мягкий по натуре, добрый христианин; второй помощник Стаб, удачливый и склонен с легкостью относиться к опасности; третий помощник - недалекий Фласк; матросы: таинственный азиат Федалла, полинезиец гарпунер Квіквег, приятель Измаила, героя-рассказчика, африканец Дага; чернокожий слуга Поп; гарпунер индеец Тештігу. После трехдневной отчаянной погони «Тэк-вод» догоняет Белого Кита. Ахав поражает его смертельным ударом, но и Кит тянет за собой в бездну корабль. Из всего экипажа спасается лишь Измаил, персонаж в значительной степени автобиографический; его подбирает китобойное судно «Рахиль».
Но раВНОобразные коллизии, событийный план не исчерпывают многогранного содержания романа. В нем «просвечивают» несколько смысловых, стилевых уровней и планов. Значительный «китологічний» пласт - десятки страниц, где описаны привычки кашалотов, их анатомия, «технология» промысла. Вообще произведение Мелвил - настоящая энциклопедия знаний о китах, которые не только водятся в морях и океанах, но и словно взлетают к высотам религиоВНО-философских категорий. «Моби Дик «содержит в себе элементы социального романа, особенно там, где речь идет о китобойном промысле, службу на судне. Следует помнить, что во времена Мелвил промысел китов был совсем не экзотическим занятием, а важной отраслью производства в США, в которой были задействованы сотни судов, десятки тысяч людей. Самой сложной является философия романа, насыщенного символикой, аллегориями, аллюзиями библейского, исторического, легендарного характера, ссылками на труды ученых, мыслителей, религиозных деятелей. Именно этому аспекту романа посвящено немало работ исследователей, особенно, конечно же, американских, предлагают раВНОобразные толкования его глубинного смысла.
Ю. Ковалев, один из самых авторитетных знатоков американского романтизма и творчества Мелвил, считает, что автор «Моби Дика» через сюжетные перипетии произведения исследует универсальные законы бытия и деятельности человеческого разума. Мелва приходит к материалистическим выводам, считая, что во Вселенной нет высших сил, которые направляют жизнь человека и общества, народов и государств, нет ни Бога, ни абсолютного духа, поэтому человеку не на кого переложить ответственность. Своим романом Мелва доказывал неправомерность надежды на вмешательство высших сил; человек сам ответственен за свою судьбу и должен полагаться на собственные силы.
Лучшее произведение Мелвил, который казался современникам «чудесным», не получил при жизни автора читательского признания. Путь писателя продолжался еще четыре десятилетия, но он погружался в забытье. Ему пришлось зарабатывать на жизнь службой чиновником на таможне. Между тем из-под его пера продолжали выходить интересные произведения. В романе «Пьер» («Pierre», 1852), что в значительной степени автобиографический характер, описаны сложные психологические коллизии, которые переживает писатель Пьер Гленденнінг, который жертвует любовью ради семейного долга. В романе «Израиль Поттер» («Israel Potter», 1855) М. обращается к исторической теме; главный герой - участник войны за независимость, рядовой солдат, патриот своей родины. Захваченный в плен, он только через 45 лет возвращается в Америку, где оказывается забытым, и умирает в нищете. В последней повести «Билли Бадд» («Billy Budd», изд. посмертно в 1925 p.) Мелва возвращается к морской тематике. Герой, юный матрос Билли Бадд, неопытный, наивный, становится объектом зависти и злобы офицера Клеггарта, который ложно обвинил Билли в намерении совершить бунт на корабле. Вызванный на допрос к капитану, Билли Бадд, ошеломленный возведенным на него клеветой, убивает Клеггарта. Капитан, который сочувствует Билли, вынужден отправить его на виселицу; но, уйдя из жизни, Бадд остается жить как легенда в матросской среде.
Мелва создал ряд новелл, которые по праву принадлежат к лучшим образцам этого жанра в США. Среди них «Бенито Серено» - о восстании негров на борту корабля и «Писарь Бартльбі» - о горькой судьбе маленького человека. Морально-философские и религиозные поиски Мелвил последних лет частично отразились в его поэтических произведениях - сборниках «Стихи о войне» («Battlepieces», 1866), «Джон Марр» («John Marr and Other Poems, 1888), «Тімолеон» («Timoleon», 1891), а также в романе в стихах «Кларель» (1876).
На украинском языке произведения Мелвил переводили Ю. Лисняк и В. Корниенко.
Б. Гіченсон
|
|
|