ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАЛЕРБ, Франсуа

(бл.1555 - 1628)

МАЛЕРБ, Франсуа - творчество писателя

МАЛЕРБ, Франсуа (Malherbe, Francois - бл.1555, Кан - 16.10.1628, Париж) - французский поэт.

Родился в дворянской семье. Отец работал в местном магистрате. В 1576 - 1586 гг. Малерб был секретарем герцога Анґулемського. По смерти герцога жил то в Провансе, то в Нормандии. В ранних стихах ощутимо влияние «Плеяды». Поэтические произведения этого времени поначалу не были замечены. Положение изменилось в 1605 г., когда Малерб был представлен кардиналом дю Перроном королю Генриху IV. Король назначил его своим камергером и придворным поэтом. При Людовике XIII Малерб получил должность казначея Франции. Его старость была помрачено гибелью сына во время дуэли.

Генрих IV пытался установить в стране режим абсолютной монархии. Малерб полностью поддерживал короля. Он воспел его в знаменитой «Оде Королю Генриху Великому на счастливое и успешное свершение Седанської экспедиции» («Ode au Roi Henri Ie Grand...», 1606): «Наш королю полновластный, безбрежная мощь твоя!» В последнем известном произведении - «Оде на виправу Людовика XIII для подавления мятежа в Ля-Рошели» («Ode au Roi Louis XIII allant chatier la rebellion des Rochellois», 1628) Малерб вновь воспевает короля, на этот раз Людовика XIII, за которого поэт занимал высокую государственную должность казначея Франции. Малерб в значительной степени подражал П. Ронсара, он был лирическим поэтом, писал сонеты и песни. Но, в отличие от Ронсара, любимым жанром Малерба есть не сонет или песня, а ода, которая стала благодаря поэту первым обработанным жанром классицизма. Малерб определил круг тем оды (воспевание абсолютизма требует выбора крупных тем и поэт находит их в центральных политических событиях Франции), круг персонажей (короли и полководцы), композицию (порядок рассказа о событиях), язык.

Кроме оды, Малерб обработал жанр стансів, который он ввел во французской литературе. Первым стихотворением, что сделал его известным, были стансы «Сочувствие господину Дюпер'є по случаю смерти его дольки»(«Consolation a Duperier», 1598 - 1599). В стансах каждая строфа содержит в себе определенную законченную мысль.

Творчество Малерба небольшой по объему. Ш. Сент-Бев метко заметил, что все его стихи можно прочитать за полчаса. Малерб не признавал труда по наитию, считая, что настоящая поэзия возникает в результате длительной работы и хорошего знания правил поэтического творчества. Много сил он тратил на поиски нужного слова, того порядка слов, который будет восприниматься как единственно возможный. «Создав поэму на сто строк или написав речь на три листа, надо отдыхать десять лет», - говорил Малерб, подчеркивая, что занятие литературой - это тяжелая работа, которая требует немалых знаний.

Свои представления о том, что должен знать поэт, поэтические правила учитывать, Малерб изложил в трактате «Комментарии к Депорта» («Commentaire sur Desportes», 1600). В этом трактате он подверг острой критике поэзию Депорта, который был последователем Ронсара и других поэтов «Плеяды». Здесь же содержится первое изложение теории классицизма.

Малерб выдвинул один из ведущих принципов классицизма - принцип доходчивости (clarte). Поэтическое произведение должно быть понятным каждому образованному человеку, а не только узкому кругу близких поэту людей, в нем должно быть как можно меньше личного и как можно больше общезначимого. С этой целью следует избегать образов, которые могут иметь не одно, а несколько толкований. Необходимо освободить поэтический язык от латынизмов, что затемняют содержание произведения. С этих позиций Малерб критиковал Ронсара, его «темный стиль». Не принимал он и использование Ронсаром просторечных слов, диалектизмов и т.д.

Принцип доходчивости положен в основу многих частичных требований Малерба о поэзии. Так, для доходчивости поэт должен уметь вложить каждую мысль в отдельную строку и не разрывать ее переносом конца мысли в следующую строку. Малерб был против поэтической игры рифмами. Поэзия должна обращаться к разуму. Она не развлекает, а поучает. Малербівський принцип доходчивости был ранней формой рационализма - основой художественного метода классицизма. С ним соотносятся принцип строгости стиля (sobrieti), ряд поэтических правил (запрет переноса - enjambement, зияние - hiatus т.д.).

Украинский язык отдельные стихи Малерба перевел М.Терещенко.



В. Луков