|
МАЧАДО-И-РУИС, Антонио
(1875 - 1939)
МАЧАДО-И-РУИС, Антонио - творчество писателя
МАЧАДО-И-РУИС Антонио (Machado у Ruiz, Antonio - 26.07.1875, Севилья - 22.02.1939, Кольюр, Франция) - испанский поэт.
Мачадо-и-Руис родился в семье фольклориста А. Мачадо Альвареса. Вместе с семьей переехал в Мадрид, где окончил Свободный институт образования, а также изучал философию и литературу в Мадридском университете. С 1898 до 1901 г. жил в Париже, где зарабатывал на жизнь переводами. В Париже Мачадо-и-Руис познакомился с Г. Дарио.
В 1903 г. вышла в свет первая книга Мачадо-и-Руиса «Одиночество»(«Soledades»), в 1907 г. - сборник «Одиночество. Галерее. Другие стихотворения» («Soledades, galerias в otras poemas»), которая, по признанию самого поэта, ничего не добавляла к книге «Одиночество» и образовывала с ней единое целое. Обе эти сборки является первым этапом творчества Мачадо-и-Руиса. В этот период поэт находился под значительным влиянием П. Вердена и, отчасти, кумира «поколения 98 года» - P. Дарио. Большое значение имела для него в это время и философия А. Шопенґауера. Но несмотря на все Мачадо-и-Руис обнаружил оригинальный подход и оригинальные черты своего дарования. «Я думаю, что первоосновой поэзии является не звучание слова, не цвет, не линия, не совокупность ощущений, а глубокое трепетание духа, то, что вкладывает душа в свой отзыв на столкновение с внешним миром...» - утверждал поэт.
В 1907 г. Мачадо-и-Руис получил кафедру французского языка в Институте в Сорії. Переезд в Кас-тилію сыграл значительную роль в его творческой биографии. В 1909 г. он женился на 16-летней Леонор. Вместе с женой Мачадо-и-Руис совершил новое путешествие в Париж. В 1912 г. появился сборник «Поля Кастилии» («Campos de Castilla»), с уже более конкретизированным образу родины и новой темой народа. В таких совершенных и ярких стихах, как «По землям Испании», «Берега Дуэро», «На берегу Дуэро», «Поля Сорії», поэт размышляет о судьбе Испании, о ее прошлом и настоящем.
Особняком в сборнике стоит небольшая «Поэма одного дня», посвященная будням местечкового учителя, и цикл романсов «Земля Альвара Гонсалеса» («La tierra de Alvargonzalez»), в которых поэт на примере судеб героев - крестьянина Альвара Гонсалеса и трех его сыновей пытается выразить народные представления о добре и зле.
В 1924 г. Мачадо-и-Руис издал сборник «Новые песни» («Nuevas canciones»), которая продолжила «Поля Кастилии». Примечательно, что он и здесь использовал народнопоэтические формы, которые опережают этим поэзию Ф. Гарсия Лорки. После тяжелой жизненной драмы - смерти в 1912 г. от тяжелой болезни легких жены, Мачадо-и-Руис, по удачному замечанию И. Тертеряна, чувствовал жгучую боль от осознания смертности всего сущего, и лишь любовь в какой-то степени указывала выход из этого замкнутого круга. В это время поэт познакомился с замужней женщиной, которая стала его последней любовью. Мачадо-и-Руис воспел ее под вымышленным именем Гіомар.
Мачадо-и-Руис писал не только от своего имени. Свои стихи он приписывал вымышленному поэту Абелю Мартину и его ученику, также поэту, но при этом и философу, профессору Хуану де Майрені. Хуан де Майрена не только віршує, но и учит мудрости и пишет прозу. Оба они наделены биографиями, характерами, своим кругом интересов, «их» стихи вошли в сборник «Апокрифический песенник» («Cancionero Арбсгію», 1924-1926), где Мачадо-и-Руис развивает екзистенціалістську концепцию жизни и смерти. В сборнике есть и стихи-сны». Однако хотя герой и героиня любят друг друга, их любви не суждено быть счастливым сном, поскольку они - всего лишь «два одиночества».
В сборнике «Разговоры Хуана Майрени» («Habla Juan de Mairena a sus alumnos»), которую поэт начал писать в 1928 p., главный герой ведет разговоры по вопросам политики и философии, эстетики и литературы. В 1936 г. вышел первый том прозы М.-и-Г. под названием «Хуан де Майрена. Сентенции, мнения, замечания и воспоминания одного апокрифического профессора». Этим именем Мачадо-и-Руис и в дальнейшем подписывал свои статьи и заметки, объединенные уже посмертно в второй том «Хуана де Майрени».
В 1932 г. Мачадо-и-Руис переехал в Мадрид, где его и застала гражданская война. Стихи и проза этого времени вошли в сборник «Война»(«1я Guerra», 1937). Значительное место в ней уделено форме сонета, одним из лучших среди которых считается «Смерть раненого ребенка»:
Снова ночь... пошерхли сожжены уста,
горячка гвоздя молотом в виски
ребенка. - Мама, птичка золотая,
бабочки розовые и красные!
- Спи, сынок мой... Усни хоть на миг...-
А рученьки словно кричат: «Спасіте!»
Скажи же мне, кто может остудит
тебя, моей крови ясный цветет?!
На улице тихо мерцают звезды,
белеет, словно купол, месяц молод,
невидимые грохочут самолеты.
- Моей крови ты цветущий солод...
Или спишь?.. - Пугливо звенят стекла.
- А холод, холод, холод, холод, холод!
(Пер. Д. Павлычко)
Хотя он просился на фронт, но республиканцы хотели уберечь своего поэта. Вместе с матерью его отправили в безопасное место, в Валенсию, а когда ситуация стала катастрофической - в Барселону. Впоследствии пришлось покинуть и Барселону. Ночью 27 января 1939 г. Мачадо-и-Руис с группой других республиканцев пересек французскую границу, а 22 февраля этого же года он умер в сельской гостинице французский городок Кольюр. В кармане его плаща нашли клочок бумаги с единственной строкой: «Эти дни этюды о, это солнце моего детства...»
Украинский язык отдельные стихи Мачадо-и-Руиса перевели Д. Павлычко, Г. Кочур, С. Борщевский, Г. Чубай, Г. Козаченко, Г. Латник, И. Качуровский и др.
По Л. Штейном
|
|
|