|
ЛЬЮИС, Мэтью Грегори
(1775 - 1818)
ЛЬЮИС, Мэтью Грегори - творчество писателя
ЛЬЮИС, Мэтью Грегори (Lewis, Matthew Gregory - 09.07.1775, Лондон - 14.05. 1818, море поблете. Ямайки) - английский писатель.
Родился в Лондоне в семье видного политического деятеля. Часть детства провел в графстве Эссекс, в Стэнстед-Холле: в большом мрачном доме, который, как впоследствии утверждал Льюис, был населен привидениями. Очень рано заинтересовался театром. По воспоминаниям родственников, после посещения театра юный Льюис из памяти разыгрывал отрывки из увиденного спектакля, очень точно копируя при этом манеру говорить каждого из актеров, участвовавших в спектакле.
В 1790 г. Льюис в возрасте 15 лет поступил в Оксфордский университет. Первые летние каникулы он провел в Париже, и именно здесь Льюис впервые серьеВНО обратился к литературному творчеству. В сентябре 1791 г. он окончил фарс «Эпистолярное интрига» («The Epistolary Intrigue»). Пьеса была предложена театру Дрюрі-Лейн, но театр отказался от ее постановки. Первая неудача не смутила начинающего автора. Он перевел несколько либретто французских опер, но и их не принял ни один театр.
Отец относился к литературным попыток Льюиса как в юношеских забав, будущее своего сына он связывал с дипломатической карьерой. По его настоянию в 1792 г. Льюис поехал в Германию для изучения немецкого языка. Местом пребывания был выбран Веймар. Здесь он встретился с И. В. Гете, о котором в одном из писем написал как о «прославленного автора «Вертера». Кроме изучения языка, Л. много времени уделял ознакомлению с произведениями ранних немецких романтиков - Л. Тика, И. К. Ф. Шиллера, В. Г. Вакенродера и др. Творчество этих авторов оказала заметное влияние и на формирование творчества самого Льюиса.
После окончания университета, благодаря связям отца, Льюису повезло получить место в британском посольстве в Голландии. В Гааге он и закончил роман «Монах» («The Monk»), которому суждено было стать самым известным произведением Льюиса. Автору в это время было всего лишь 19 лет. Первое издание романа увидело свет в 1795 или 1796 г. (точная дата неизвестна) анонимно. Лишь убедившись, что книга получила известность среди читателей и благосклонно встречена критикой. Льюис решился раскрыть свое авторство при ее повторном издании. Но успех имел оттенок скандальности, роман очень быстро приобрел репутацию книги с неприличным содержанием. Неслучайно С. Т. Колридж в журнальной рецензии охарактеризовал его как «роман, увидев в руках сына или дочери, родители бледнеют». Генеральный прокурор попытался привлечь писателя к суду за «аморальность» его книги Встревожен подобными обвинениями, Льюис был вынужден при следующем издании «Монаха» опустить самые эротичные сцены и ссылки на Библию. Правда, это уже было четвертое издание и подавляющее большинство читателей успела познакомиться с первым вариантом романа.
Местом действия своего романа Льюис выбрал Испанию. Главный герой, монах Амброзио, прославился среди жителей Мадрида как красноречивый проповедник и человек незаурядной набожности. Он и сам искренне верит в собственную «святость». Но эта самоуверенность и становится для Амброзио первым шагом к греху. Герой неожиданно понимает, что молодой послушник, который проявлял к нему знаки внимания, на самом деле является перевдягненою девушкой, которая объясняет свое появление в монастыре непреодолимым любовью к Амброзио. Монах не выдерживает испытания, Матильда становится его любовницей. Затем автор сообщает, что Матильда - посланник ада; ее задача - пробудить в Амброзио греховные желания. Под влиянием Матильды монах вспыхивает страстью к одной из своих юных прихожанок - Антонии. С помощью магической серебряной палочки Амброзио проникает в дом к Антонии. Он вынужден убить мать девушки, когда та пытается защитить дочь. После убийства монах поспешно убегает. Ему приходится снова обратиться за помощью к инфернальных сил, и, в конце концов, Антония оказывается в его руках. Он Насилует и убивает ее в одном из подземелий монастыря. О преступлениях монаха становится известно, и он предстает перед судом инквизиции. Амброзио должны казнить. Он призывает сатану и умоляет спасти его. Сатана просит в обмен душу монаха. После некоторых колебаний Амброзио соглашается. Сатана вызволяет его из вязкой-зниці, но сообщает, что в сделке он забыл упомянуть о сроке своей жизни и поэтому должен сразу же умереть, после чего душа его немедленно попадет в ад. Перед смертью Амброзио узнает от сатаны, что убитая им мать Антони была его матерью, а сама Антония - родной сестрой.
Параллельно истории Амброзио в романе изложена история любви Раймонда и Агнесси. Молодоженам приходится столкнуться с немалыми трудностями. Родственники Агнесси против их брака. Когда же Раймонд пытается как-то ночью похитить девушку, то ошибочно вместо Агнесси включает призрак местного замка - Окровавленную Монахиню. Монахиня начинает преследовать Раймонда, и ему приходится пережить немало ужасных минут, пока на помощь ему не приходит «Вечный жид» - Агасфер. Родственникам Агнесси удается оклеветать Раймонда; поверив им, девушка уходит в монастырь. Раймонд находит возможность встретиться с любимым и открыть ей правду. Он решает организовать побег из монастыря, но случайно об этом узнает Амброзио и сообщает игуменьи монастыря. По приказу игуменьи Агнессу вместе с только что родившимся ребенком замуровывают в одном из монастырских склепов. Жители города, узнав о преступлениях, творящихся за стенами монастыря, врываются в него и освобождают Агнессу.
«Монах» Льюиса принадлежит к жанру т.н. «готического романа», или «романа ужасов», который возник и сформировался в творчестве Г. Волпола (1717 - 1797) и А. Рэдклиф (1764-1823). Сам Льюис также неоднократно указывал на связь своего творчества с творчеством этих писателей, хотя несомненно, что «Монах» стал новым этапом в эволюции жанра готического романа. Если мир романа Волпола «Замок Отранто» достаточно условный и сознательно отгорожен автором от реальной жизни, а «тайнам» Рэдклифф всегда находится рациональное объяснение, то в произведениях Льюиса ирреальное и ужасное существуют как нечто объективное и неоспоримое. Причем автор «Монаха» показывает, что источником ужасного может быть не только потусторонний мир, но и поступки самих людей. Ужас вызывает положение замурованной с младенцем в склепе Агнесси, сцены, в которых описывается, как разъяренная толпа буквально раздирает на куски игуменью монастыря.
Льюис стремится добиться максимального воздействия своих произведений на читателя. Примечательным с этой точки зрения ответ писателя критикам, которые указывали на неуместность появления в одной из его пьес чернокожих слуг. «Мне подумалось, что появление чернокожих слуг внесет приятное раВНОобразие в пьесу; если бы я был уверен, что достигну такого же эффекта, выведя на сцену героиню с голубой кожей, я непременно сделал бы это». И в романе «Монах» значительная часть приемов рассчитана на то, чтобы вызвать у читателя ужас, заставить его вздрогнуть. Приемы эти раВНОобразные, и автор весьма продуманно сочетает их. Да, иногда он рассказывает о событиях с бесстрастием документалиста, в других случаях они подаются через призму эмоций героя. Особенно удачно Льюис использует прием контраста. Резкие, контрастные противопоставления можно отыскать на любом из уровней содержания романа. Мирное начало книги напоминает начало галантного романа, явно диссонирует с характером последующих событий, но в то же время оттеняет характер этих ужасных событий. Скептическое отношение Раймонда до рассказов о привидениях придает большей достоверности жути героя, когда он по велению судьбы встречается с одним из них.
После публикации романа «Монах» творческие интересы Льюиса перенеслись в область драматургии. За период с 1796 до 1812 г. он создал 18 пьес. Наибольший успех у зрителей получила пьеса «Призрак замка» («The Castle Spectre»), выдержавшая около 60 постановок на сцене театра Дрюрі-Лейн. Пьеса в чем-то похожа на «Монаха», автор пытается использовать здесь ряд приемов, которые оказались удачными для жанра романа. Главный герой, Осмонд, который когда-то убил брата, чтобы завладеть его титулом, живет в мрачном замке, наполненном скрытыми переходами и тайными подземельями и населенном привидениями. Он надеется, что брак с юной Анджелою облегчит его муки совести. Но в Анджел и уже есть любимый, юный герцог Нортумберлендский. Борьба с Осмондом заканчивается победой влюбленных. К тому же выясняется, что брат Осмонда, законный обладатель замка и титула, он же отец Анджелы, жив, хоть и был вынужден скрываться в одном из подземелий замка в течение шестнадцати лет.
Льюис также издал несколько сборников баллад и коротких рассказов -- «Страшные рассказы» («Tales of Terror», 1799), «Удивительные истории» (Tales of Wonder», 1801) и «Романтические истории» («Romantic Tales», 1808). В сборнике «Удивительные истории» было опубликовано несколько баллад юного и тогда еще никому не известного шотландского писателя В. Скотта.
В 1817 г. Льюис посетил Ямайку, где были плантации его отца. На обратном пути он заболел желтой лихорадкой и умер.
В. Ганин
|
|
|