ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛОУЭЛЛ, Роберт Трейл Спенс

(1917 - 1977)

ЛОУЭЛЛ, Роберт Трейл Спенс - творчество писателя

ЛОУЭЛЛ, Роберт Трейл Спенс (Lowell, Роберт Трейл Spence - 01.03.1917, Бостон - 12.09.1977, Нью-Йорк) - американский поэт.

Лоуэлл происходил из уважаемой новоанглійської семьи, которая дала американской литературе двух известных поэтов - Дж. Г. Лоуэлла, одну из главных фигур XIX ст., и імажистку Е. Лоуэлл. Однако не их, а Н. Готорна и Г. Мелвилла Лоуэлл считал близкими себе. Лоуэлл, согласно семейной традиции, учился два года в Гарварде, а завершил свое образование в 1940 г. в Кеньон-колледже (штат Огайо), подружился с Дж. К. Рейсом, А.Тейтом и др. «беглецами». После Кейтон-ко-леджу продолжил образование в университете в Луизиане под руководством К. Брукса и Г. П. Уоррена, что укрепило его заинтересованность поэзией сложной, метафорическим. Прошлое семьи и ее колоритные фигуры ощутимо наполнили его поэзию историческими аллюзиями. В воспоминаниях о детстве («Ан-тивоєнний Бостон», 1957) Лоуэлл сравнил себя с Генри Адамсом, представителем другой славной семьи. В 1940 г. Лоуэлл, предками которого были протестанты, перешел в романский католицизм. В одном из своих более поздних интервью поэт пояснял: «Я родился верующим новоанглийским протестантом. Между ревностным атеистом-кальвинистом и верующим католиком - тонкая грань».

По семейной традиции, Лоуэлл во время Второй мировой войны пошел служить на флот, но отказался выполнять приказы, за которыми надо было уничтожать мирное население, о чем написал в письме к президенту Ф. Д. Рузвельта. За отказ от военной службы Лоуэлла арестовали и приговорили к году заключения. В тюрьме он провел пять месяцев, а остальное время прослужил санитаром в госпитале.

Первый поэтический сборник «Страна несоответствий» («Land of Unlikeness», 1944) была напечатана частным образом и полна пессимистических мотивов и сложной метафорики. Второй сборник «Замок лорда Вере» («Lord Weary's Castle», 1946) близка по своей тональности первой, но стихи были созвучны духу времени и получили почетную Пулитцеровскую премию. В сборник вошли две лучшие лоуеллівські поэмы - «Мистер Эдвардс и паук» и «Квакерське кладбище в Нантакеті». Первая цитирует Дж. Эдвардса, одного из родителей-пуритан, в частности его проповедь «Грешники в руках сердитого Бога». Вторая посвящена кузену, который был моряком во время Второй мировой войны; в ней чувствуется влияние Дж. Мильтона, Г. Мелвилла, Т. С Элиота.

В эти годы Лоуэлл потерпел первого нервного срыва, выйти из которого ему помогли друзья-поэты, больше всего - В. К. Уильямс. Со временем эволюционировала и творческая манера Лоуэлла, приобретя тех черт, которые сделали автора одним из ведущих мастеров современности. Произошло тесное сочетание загальнозначимого исторического материала с інтроспективністю стихотворения. Изменения ощущаются в сборнике «Мельницы Кавано» («The Mills of the Kavanaughs», 1951), где преобладает форма внутреннего монолога, еще больше - в «Студиях жизни» («Life Studies», 1959), которую многие критики оценили как лучшую в его поэтическом творчестве. Здесь родился новый стиль поэта, который ознаменовал первые шаги «исповедальной поэзии». Формой передачи стал свободный стих, а акценты под влиянием В. К. Вильямса переносятся с внутреннего на объективный мир.

Следующая поэма (и сборка) «Павшим за Союз» («For the Union Dead», 1964) продолжает разрабатывать находки предыдущей. В эти годы активизировалась общественная жизнь Лоуэлла, который активно выступал против войны во Вьетнаме. Поэт отказался принять участие в фестивале искусств, организованном Белым домом, был участником походов на Пентагон. Это жизнь отобразилось в «Записных книжках 1967-1968рр.» («Notebook 1967-1968», 1969). Здесь и в последующих книгах ( «История» - «History», 1973, «День за днем» - «Day by Day», 1977) поэт применяет форму неримованого сонета как синтез изобразительных возможностей верлибра и поэтики нормированного стиха, что обеспечивает сочетание исповедальной лирики с исторической хроникой, насыщая эпика лирикой. В последних сборниках поэта мотивы непреодолимой одиночества усиливаются, становятся доминирующими.

Лоуэлл-поэт широко использовал литературные аллюзии, цитаты, традиции. Много занимался переводом - и то не буквальным, а творческим. Неслучайно сборник переводов из Гомера, С. Малларме, Ш. Бодлера, Ф. Вийона, P. М. Рильке, Б. Пастернака, А. Вознесенского имеет название «Подражание» («Imitations», 1961).

Украинский язык отдельные стихи Лоуэлл перевел В. Коротич и Бы. Бойчук.



За Т. Денисовой