ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛИР, Эдвард

(1812 - 1888)

ЛИР, Эдвард - творчество писателя

ЛИР, Эдвард (Lear, Edward - 12.05.1812, Лондон - 30.01. 1888, Сан-Ремо) - английский писатель.

Лир родился того же года, что и Ч. Диккенс, происходил из семьи успешного дельца. Когда Эдварду исполнилось тринадцать лет, его отец обанкротился и попал в долговую тюрьму (описанной в книге Диккенса «Крошка Доррит»). Мать продала дом и большую часть имущества и посвятила себя выплате долгов. Дети - их в семье было пятнадцать - оказались оставленными на произвол судьбы. Лишь через четыре года миссис Лир удалось вызволить мужа из тюрьмы. К тому времени семья распалась. Старшие братья уехали в Америку, где стали фермерами; один из братьев отправился в Западную Африку, работал в миссионерской больнице, но заболел малярией и вскоре умер. Из сестер трое вышли замуж, остальные устроились гувернантками в состоятельные семьи. Четверо из них, слабые здоровьем, вскоре умерли.

Эдварда воспитала сестра Энн, которая была на 21 год старше него. Получив небольшое наследство от бабушки, она взяла мальчика к себе. Эдвард был нежно предан Энн и относился к ней скорее как к матери, чем как к сестре. В пятнадцать лет он начал зарабатывать: жили трудно, и талант к рисованию, который оказался у него, пришелся весьма кстати. «Я начал рисовать году в 1827-м, - вспоминал он, - чтобы заработать на хлеб с сыром. Делал какие-то странные рисунки для магазинов и продавал их, получая от девяти пенсов до четырех шиллингов: раскрашивал литографии, ширмы, веера, чертил страшные изображения пораженных болезнью органов для больниц и врачей».

Когда Лиру исполнилось восемнадцать лет, Зоологическое общество заказало ему зарисовать большую коллекцию попугаев, собранную в Рідженс Парка. Эти рисунки, выполненные с большой точностью и изяществом, создали ему репутацию первоклассного орнитолога и привели к знакомству с графом Дерби, в имении которого была собрана прекрасная коллекция редких птиц и животных.

Около четырех лет провел Лир в поместье Дерби близ Ливерпуля. Результатом его труда был замечательный том рисунков, который окончательно утвердил ему славу художника-орнитолога и анималиста. Для детей лорда Дерби, с которыми он завязал сердечную дружбу, Лир в эти годы написал немало смешных стишков, которые он неизменно сопровождал быстрыми юмористическими зарисовками. Впоследствии многие из них вошли в его «Книги бессмыслиц» («Book of Nonsense»).

Здоровья Лира, с детства слабое, заставило его покинуть Англию. Начались годы странствий. Албания, Греция, Корсика, Мальта, Крит, Египет, Корфу, Швейцария, Италия, Французская Ривьера... Он напряженно боролся с многочисленными недугами - хроническим бронхитом, астмой, заболеваниями сердца и тягостной болезнью, что потьмарила его дни, - эпилепсией. Занятия орнитологией, которые требовали выразительности в мельчайших деталях, повлияли еще так сказать на его зрение - не раз угрожала полная слепота. Оставив орнітологію, он посвятил себя «топографическом краєвидові» - рисовал топографически точные виды тех местностей, где жил. Его пейзажи выходили большими альбомами и имели успех в Англии; многие из них переиздавались в наши дни. В сборниках английских музеев можно увидеть пейзажи Лира.

В 1846 г. получил приглашение давать уроки рисования молодой королеве Виктории, однако, поняв, что придворная жизнь не для него, продолжил свои странствия. Уже в преклонном возрасте он осуществил свою мечту и отправился в Индию, где провел около двух лет, напряженно работая.

Жил Лир всегда очень скромно. Часто не знал, как дотянет до конца месяца. Как только у него появлялись деньги, щедро делился ими с родными и друзьями; охотно помогал всем, кто терпел лишения, даже и незнакомым ему. В 1846 г., когда в Ирландии начался голод и эпидемии, послал туда значительную сумму.

Последние годы своей жизни Лир провел в Сан-Ремо на Ривьере в обществе старого слуги-албанца и кота Фосса, которого увековечил в своих стихах и рисунках. Умер Л. в 1888 г.

Первая «Книга бессмыслиц» вышла анонимно в 1846 г. с посвящением детям лорда Дерби. Она состояла из коротких стишков, украшенных его рисунками, которые сам Л. всегда называл «бессмыслицей». Для этих «нелепостей» Лир использовал старинную форму народного «лімрика». Название это, вероятно, происходит от ирландского города Лімрик (его традиционно называют Лимерик). Лімрики были известны еще до Лира, хотя и не получили широкого распространения.

Форма лімрика строго определена. Они состоят из пяти строк анапестом, в которых рифмуются первый, второй и пятый строки (рима) и третий и четвертый (рима), так что общая схема рифмовки выглядит так: aabba. Первый, второй и пятый строки тристопні, третий и четвертый - усеченные, двостопні (иногда их объединяют в один ряд с внутренней рифмой посередине).

Содержание лімрика также формализован. Первая строка представляет героя (или героиню), нередко заканчиваясь каким-то географическим названием, с которой потом рифмуются вторая и пятая строки, что, конечно, требует от автора остроумии и изобретательности. В следующих строках речь идет о какой-нибудь странный поступок или свойство героя. В последней строке нередко содержится его оценка или реакция окружающих:

Захотелось деду с Гретни

Прогуляться в кратере Этны.

Кто-то пита: - Припекает?-

Дед гука: - Замерзаю! -

Вот соврал так соврал дед с Гретни.

(Здесь и далее пер. О. Мокровольская)

Герои и героини лімриків Лира - чудаки и эксцентрики, люди, которые живут по своим собственным правилам. На страницах книги Лира возникает особый, ни на что не похожий мир - мир игры, странности, нонсенса. Там едят самые неожиданные вещи, ходят на ходулях, носят странный наряд, совершают странные поступки, имеют такие длинные носы, что приходится снимать уважаемых дам для их поддержки. В этом мире не врут, не делают подлости, не боятся болезни и смерти, не трепещут перед тем, что скажут люди. Хотят танцевать с птицами - и танцуют! Хотят есть только груши - и едят! Хотят спать на столе - и спят! Правда, иногда в лімриках Лира появляются какие-то мрачные личности, которым не нравятся поступки героев : которые угрожают им расправой (иногда они осуществляют свои угрозы). Эти обыватели и погромщики чужие автору - его симпатии неизменно на стороне чудаков:

Жил старенький старичок в Термопілах.

Термопилы же его не терпели.

Яйца в тапочках варил,

То сказали: - Старик,

Ой не жить тебе в Термопілах!

В некоторых лімриках Лира возникает тема болезни или смерти. Лир никогда не позволяет себе пугаться их - страх смерти он преодолевает смехом. Для него это просто одна из «неприятностей», которые выпадают на долю его героев:

Всем говорила девушка с Кью:

- Я ничего не ем и не пью! -

Вдруг, крикнув: - Ет!

Хлебать горячий паштет!

И не стало девушки с Кью.

За внешней простоты «нелепостей» Лира они написаны оригинально и изысканно. Самые неожиданные рифмы звучат естественно. Нередко Л. использует составленную рима, сочетая ее с неожиданными наречиями или придуманными им самим словам (большая часть их вошла затем в английский язык).

«Книга бессмыслиц» имела такой успех, что в 1872 г. Лир издал вторую книгу - «Еще бессмыслицы». Однако за год до этого вышла еще одна книга Лира, которую он назвал «Бессмысленные песни, рассказы, ботаника и алфавит» («Nonsense Songs, Stories, Botany and Alphabets», 1871). В 1876 г. вышла его последняя книга - «Смешные стихи» и «Laughable Lyrics»). Значительную часть этих сборников составляют песни, многим из которых Лир сам написал музыку. Продолжая старую традицию, согласно которой котята, которые потеряли перчатки, лошади и бараны, птицы и рыбы выступают как существа мыслящие и самовольные, Лир посвящает несколько своих песен романтическим приключениям этих существ.

«Кот и сова», «Поббл, у которого нет на ногах пальцев», «Утка и кенгуру», «Веник, совок, кочерга и каминные щипцы», «Стол и стул» и другие «песни», несмотря на их смешные сюжеты и героев, отличает глубокая эмоциональность. На это указывает Е. Дівідсон, биограф Лира: «Хотя метод Лира для выражения самых глубинных чувств заключался в том, чтобы с ним посмеиваться, чувства его, все же, были настоящими. Возможно, это только делало их еще более напряженными». Он отмечает также, что немало стихов Л. были созданы в трудные моменты его жизни. Это был его способ противостояния жизни.

Отметим еще «дурацкие азбуки» Лира, что также вошли в сборник. Они подчеркнуто анти-дидактические; порой это остроумная сатира на утомительных резонеров, которых не хватало в детской литературе XIX в. Некоторые из азбук Лира подчеркнуто «абстрактные».

«Чушь» Лира написаны, по меньшей мере, на двух уровнях. Один из них адресован детям и тем взрослым, которые способны оценить веселую игру, что ее ведет в своих нонсенсах Лир. В то же время многие из «нелепостей» Лира глубоко лирические.

Лир и Кэрролл не были знакомы. Мы даже не знаем, читали ли они книги друг друга. Однако оба, несомненно, являются крупнейшими мастерами нонсенса не только в английской, но и в мировой литературе.

В Украине произведения Лира переводили В. Дубрава и О. Мокровольський.



Н. Демурова