ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕСАЖ, Ален Рене

(1668 - 1747)

ЛЕСАЖ, Ален Рене - творчество писателя

ЛЕСАЖ, Ален Рене (Lesage, Alain-Rene - 08.05.1668, Сарзо - 17.11.1747, Булонь-сюр-Мер) - французский писатель.

Родился в Сарзо в Нижней Бретани (теперь деп. Мор-биан) в семье нотариуса. Родители Лесажа рано умерли, и опекуны отдали мальчика в иезуитский коллеж. После его окончания он в 1692 г. уехал в Париж, поступил в Парижский университет, изучал там философию и право. Окончив университет, некоторое время занимался адвокатурой. Впоследствии обратился к литературной работы и стал писателем-профессионалом. Всю свою жизнь Лесаж бедствовал, но никогда не искал покровителей-меценатов; вел скромный образ жизни в семейном кругу, не гнался за пенсиями или наградами, но на протяжении всей жизни сохранял благородную независимость характера.

Творческий путь Лесаж начался с переводов. Первой его публикацией был вольный перевод 42 листов древнегреческого писателя Арістенета, который жил в IV в. до н.э. («Lettres galantes d'Aristenete», 1695). Переводы и свободные обработки пьес испанских драматургов Л. де Веґи, П. де Кальдерона, Рохаса Соррільї вошли в сборник Лесажа «Испанский театр» («Theatre espagnol», 1700). Перейдя к оригинальной творчества, Лесаж продолжал использовать испанскую тематику, теперь уже только как условную оболочку для свободного показа французской действительности.

Первой оригинальной пьесой Лесажа есть одноактная комедия «Кріспен, соперник своего господина» («Crispin, rival de son maftre», 1707), что была свободным перепевом испанской пьесы Д. Уртадо де Мендосы. Л. использовал традиционный театральный образ ловкого и умного слуги (П. Скаррон, Ж.Б. Мольер), но сменил старую сюжетную схему: в его комедии слуга ворует и врет, чтобы самому «выйти в люди». Кріспен становится соперником обнищавшего дворянина Валера, пытаясь отбить его богатую невесту - міщанку Анжелику. Вся его энергия направлена только на то, чтобы любым путем разбогатеть. Лесаж проявил себя в «Кріспені» мастером живого и остроумного диалога, наследником мольеровской комедийной традиции. Пьеса была поставлена в привилегированном парижском театре «Комелі Франсез».

Самой драмой Лесажа является сатирическая комедия «Тюркаре» («Turcaret», 1709). В ней высмеяны паразитизм знати и грабеж буржуазии, а также выведен образ всесильного откупщика-финансиста, который стал популярным во французском театре XVIII ст. (Данкур, П.К. де Мариво, Вольтер). Бывший лакей, ловкий Тюркаре, стал миллионером, обманывая, шахруючи, разоряя других. В комедии показано, как он сам становится жертвой: его любовница баронесса обкрадывает Тюркаре, которую в свою очередь, обманывает и грабит ее любовник - кавалер. Течением тогдашнего жизнь увлекается слуга Фронтен: «Мы ощипываем соблазнительницу, соблазнительница разоряет дельца, делец грабит других». Именно Фронтен, еще более ловкий и расчетливый, чем грубый и легковерный Тюркаре, идет на смену тогдашним хозяевам жизни: «Теперь царство Тюркаре кончено и начинается наше!» Вокруг пьесы еще до ее постановки развернулась борьба. Откупщики, банкиры, купцы, боясь общественного мнения, предлагали Лесажу 100 тысяч франков, но он отказался от постановки. Пьеса была поставлена в «Комеди Франсез», актеры которого отказывались играть «Тюркаре» (театр был зависим от богатых откупщиков), за разрешением дофина.

После полемики вокруг «Тюркаре» возмущен Лесаж отказался сотрудничать с «Комеди Франсез». Он перешел в Ярмарочный театр, для которого в течение 1712-1735 гг. написал более 100 комедий, водевилей, пародий, комических опер. Используя комические маски народного театра (Арлекин, Доктор, Панталоне) и сказочно-фантастический материал (арабские сказки «1001 ночи»), Лесаж вводит социальные и сатирические мотивы, пропагандирует просветительские идеи. В них широко использовались пантомима, музыка, пение, танцы. Лесаж тщательно подбирал мелодии к куплетов своих комедий, стихи в них были органично связаны с музыкой (по требованию Лесажа, в Ярмарочном театре начали работать композиторы). Некоторые пьесы Лесаж написал вместе с другими драматургами. Лесаж издал 10 томов своих лучших комических опер («Ярмарочный театр, или Комическая опера» - «Le theatre de la Foire, ou l'opera comique», 1721-1737).

Параллельно с драматическими произведениями Лесаж обращался к прозе. В 1707 г. он издал свой первый роман «Хромой бес» («Le Diable boiteux»), что «вырос» из перевода одноименного испанского плутовского романа Л. Велеса де Гевары («Е1 diablo cojuelo», 1641). Из романа Гевары Лесаж позаимствовал завязку сюжета и композицию: студент Клеофас попадает в лабораторию астролога, в которой находит в одной из многочисленных стаканов замкнутого беса Асмодея, что просит Клеофаса выпустить его оттуда, обещая за это показать ему все, что делается в мире». Клеофас освобождает Асмодея, и, то сняв крыши с домов, показывает ему настоящую жизнь Мадрида во всей его безобраВНОй наготе. Этот фантастический прием позволил Лесажу изобразить под видом испанской действительности тогдашние французские обычаи и ряд реальных типов. В живых эпизодах романа предстают персонажи разных социальных слоев и профессий. Но все они - судьи и монахи, банкиры и врачи - корыстолюбивые, тщеславные, лицемерные.

В «Хромой биси» показано безроздільну власть денег в современном обществе. С едкой иронией Лесаж рисует продажных судей, которые решают дела в пользу того, кто больше даст; корыстных врачей, которые делают из человеческих страданий источник собственного обогащения; развратных и жадных монахов. Немало внимания уделено также место писателя в обществе. Лесаж изображает нищих поэтов, которые живут на чердаках и вынуждены «писать свои поэмы на стенах из-за нехватки бумаги». Лесаж показывает также, как золото разрушает все родственные и семейные связи, сводя их к чисто денежным отношениям, как деньги развращают людей. Содержал роман и злободневные намеки, и портреты современников. Он имел бешеный успех. В течение года «Хромой бес» выдержал два издания, причем экземпляры читатели покупали в не сброшюрованном виде; через последний экземпляр первого издания между двумя претендентами на него состоялась дуэль.

Широкую панораму общественной жизни Лесаж. нарисовал в своем следующем романе «История Жиль Бласа из Сантильяны»(«Histoire de Gil Bias de Santillane», 1715-1735). Он является результатом двадцатилетней работы писателя: первые две части вышли в свет в 1715 г., третья - в 1724, четвертая - в 1735 г. Произведение близко к испанского плутовского романа, и хотя его действие снова происходит в Испании, автору удалось создать картину именно французской действительности. Герой-рассказчик Жиль Блас - сын неимущего конюха из Овьедо. Он был честным и простодушным, доверчивым юношей, однако вскоре убедился, что в обществе не ценят порядочных людей, если у них нет богатства. Став жертвой авантюристов и злодеев, Жиль Блас вынужден служить разным хозяевам (врач-мошенник Санградо, тщеславный епископ Гранадский, скупой граф Ґалліано и др.), проходя своеобразную школу жизни. В третьей части романа он становится фаворитом и секретарем первого министра, герцога Лерми (под его именем скрывается аббат Дюбуа, правитель Франции эпохи Регентства). Этот период возвышения героя становится временем его наибольшего морального падения. Он забывает своих родителей, порывает с друзьями детства и уподобляется Лермі в своей страсти к наживе. Наконец, Жиль Блас женится на дочери своего фермера Антонии и, отказавшись от отвратительного ему крючкотворства, начинает честно жить в своем маленьком имении. В четвертой части Жиль Блас овдовел, снова стал фаворитом и соратником теперь уже честного министра Оливареса (его прототипом был кардинал Флери, который изменил Дюбуа), который заботится о благе народа и государства. После падения и смерти Оливареса герой снова живет в своем имении и, обзаведясь новой семьей, возвращается к спокойной и честной жизни. «Я веду блаженное существование, окруженный людьми, очень близкими моему сердцу», - завершает он свой рассказ. Роман имел огромный успех у читателей и очень повлиял на ряд писателей Англии (Г. Філдінґ, Т.Дж. Смоллет), Франции (Мариво) и др. стран.

В 1732 г. появился еще один роман Лесажа - «Приключения Роберта Шевалье, по прозвищу Бошен, капитана флибустьеров в Новой Франции» («Les Aventures de Robert M. Chevalier, dit de Beauchene, capitaine de flibustiers dans la Nouvelle France», 1732). В основу романа были положены дневник канадского пирата Бошена, который грабил английские торговые суда, а затем оставил этот промысел и приехал доживать свои дни во Франции. Роман незаконченный, поскольку дневник не был доведен до конца. В «Приключениях Роберта Бошена» описываются разные приключения этого пирата на суше и в море, его грабежи, веселые проделки, пребывание в тюрьме и в американских городах. Лесаж подает в своем романе очень точное описание американской жизни со всей его спецификой, вплоть до туземных названий отдельных предметов и даже целых фраз, взятых из языка ирокезов и негров. Произведение является первым образцом морского романа в литературе Франции.

Лесаж занимался переводами и свободной обработкой различных испанских романов. Он перевел знаменитый крутійський роман «История Гусмана из Альфараче» М. Алемана (1732), скомпилировал из испанских источников роман «Есіпебанільйо Гонсалес» («Estebanille Gonzales», 1734) и написал крутійський роман «Саламанкський бакалавр» («Le Бачельер de Salamanque», 1736). Лесаж также относятся перепев известной поэмы М. Боярдо «Влюбленный Роланд» («Nouvelle traduction de Roland d'Amoureux», 1717), повесть «День Парок» («ha. Journee des Parques», 1734), цикл писем «Найдена чемодан» («La Valise trouvee», 1740) и сборник воспоминаний «Забавная смесь» («Le Melange amusant», 1743).

Умер Лесаж 17 ноября 1747 г. в г. Булонь-сюр-Мер (деп. Па-де-Кале).



Есть. Васильев