|
ЛАКЛО, Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де
(1741 - 1803)
ЛАКЛО, Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де - творчество писателя
ЛАКЛО, Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де (Laclos, Pierre Ambroise Francois Choderlosde - 18.10.1741, Амьен, деп. Сомма - 05.09. 1803, Таранто, Италия) - французский писатель.
Лакло вошел в историю литературы как автор одной книги - романа «Опасные связи». Он не был профессиональным писателем. Л. учился в артиллерийской школе, получил чин лейтенанта, служил в нескольких военных гарнизонах, стал капитаном. Правда, еще в 1777 г. Лакло попробовал свои силы в области литературы, на основе романа «Эрнестина» другорозрядної писательницы мадам Рікобоні создав либретто комедийной оперы, которая не имела никакого успеха.
С 1769 по 1775 гг. Лакло служил офицером в Гренобле, одном из французских гарнизонов. На рубеже 70-80-х гг. его послали на остров Декс, где возводились оборонительные сооружения на случай войны с англичанами. Считают, что именно тогда Лакло и начал писать свой знаменитый роман. Книга имела необычайный успех. Только при жизни писателя она пятьдесят раз переиздавалась. Однако, несмотря на такой триумф, Лакло перестал писать и снова стал обычным офицером. Известно, что писатель был холодным по характеру человеком, остроумным и совсем не любеВНОй, «высокий, худой господин, рыжеволосый, одетый всегда в черное». В 43 года он влюбился в юную Соланж Мари Дюперре, сестру французского адмирала, и через некоторое время женился. До и во время революции Лакло работал секретарем для поручений герцога Орлеанского. С приходом к власти Наполеона он стал бригадным генералом и командовал артиллерией сначала рейнской, а потом - итальянской армий. В 1803 г., когда Лакло находился в корпусе Мюрата в Неаполе, ему поручили оборону Таранта, однако он заболел дизентерией и умер.
Произведение Лакло «Опасные связи» («Les liaisons dangereuses...», 1782) не укладывается в рамки сентиментализма, хотя этот роман в письмах за своим жанром стал дальнейшим развитием повествовательных приемов С. Ричардсона и Ж. Ж. Руссо. В «Опасных связях» читатель имеет дело не столько с рассказом о событиях, сколько с предчувствиями будущих событий, с жизненными планами героев или с последующим анализом этих событий. Душевные переживания, связанные с планированием событий с воспоминаниями о них, и составляют в первую очередь содержание романа.
Поскольку в «Опасных связях» всегда на первом плане то или иное состояние души человека, много персонажей обрисованы в романе так же, как герои в романах С. Ричардсона или Же. Ж. Руссо - не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими их представляют другие. Это придает некоторой объемности. Так, Вальмон - то такой, каким его изображает президентша де Турвель в письмах к госпоже де Воланж, то такой, каким его представляют себе Сесиль де Воланж и кавалер Дансені в их переписке, и т. д. Это или соблазнитель, который раскаялся; или «действительно любезный» человек, который делает все ради других, человек чрезвычайная, с «добрым сердцем»; или лживый и опасный развратник, нечестный и преступный, жестокий и злой; или, наоборот, существо слабое, которое пытается перехитрить других, но попадает в капкан. Так же удваивается и утраивается образ маркизы.
Другой существенной особенностью романа, тесно связанной с традициями сентиментализма, является резкое отличие в нем персонажей, чувства которых ненастоящие, неискренние, от тех, чьи чувства настоящие. Первые играют роль, а вторые выражают то, что действительно чувствуют и осознают. До первых персонажей принадлежат виконт де Вальмон. соблазнитель юной девицы Сесиль де Воланж и замужней женщины - президентши де Турвель; а также маркиза Мертей, которая вдохновляет его на эти поступки, чтобы отомстить будущему мужу Сесиль - графу де Жеркуру, который некогда покинул маркизу. Ко второй группе персонажей принадлежат сама президентша де Турвель, святоблива, добродетельный, которая видит в Вальмоні кающегося грешника, а в самом своей любви к нему - заботу о его душе, а также Сесиль и кавалер Дансені, которые любят друг друга чистыми и непорочными чувствами. Сесиль недаром возникает в представлении маркизы неразумной и простоватой, а Дансені виконт де Вальмон кажется человеком слишком нерешительным и совісною.
Дансені уделяет очень много места рассказу о своем чувстве. Он горячо любит Сесиль, заботится о ней, переживает. Одновременно Вальмон, рассказывая в письмах о своих любовных перипетиях, повествует о них в стиле военных реляций, сообщая о том, например, как президентша де Турвель прислала ему «план капитуляции», как лично он «заставил противника принять бой», добился преимущества в выборе места битвы и диспозиции и т. д. Относительно маркизы де Мертей, она в письмах к Вальмона больше рассказывает не о том, что она чувствует, а о своих планах мести, о замыслах, намерениях, о своем вмешательстве в жизнь других людей.
Подчеркивая различие между персонажами вроде маркизы де Мертей и персонажами вроде кавалера Дансені, Лакло показывает при этом конечную поражение розмислового, рационального, победу естественной страсти даже у таких героев, как маркиза и виконт. В этом и проявляется сентименталістський аспект романа, что подчеркивает примат чувства над разумом, чистоту природы и порок цивилизации.
Очень характерным в этом плане является то, что даже хитроумный Вальмон влюбляется в конце концов в президентшу де Турвель, которую так долго соблазнял. И только под влиянием маркизы, которая возбуждает в нем чувство оскорбленного самолюбия, он побеждает свою любовь, фактически насмехаясь с президентши, изменяя ей на ее глазах с куртизанкой. Аналогичный процесс обнаруживает Лакло и маркизы де Мертей. Она очень много рассуждает о роли сознания в жизни, выстраивает все свое поведение, подчиняя ее ума. Но и она оказывается в конце концов под властью неосознаваемого чувства и, забыв обо всем, ревнует Вальмона к президентши.
«Опасные связи» заканчиваются катастрофой, действие приводит большинство персонажей или к гибели, или к несчастью, причем гибнут, терпят поражение и негативные, и позитивные действующие лица. На дуэли погибает виконт де Вальмон, которого убивает Дансені. Маркиза де Мертей, уличенная общественным мнением в своих преступных намерениях и поступках, доживает за рубежом, всеми забытая. Одновременно госпожа де Турвель, соблазнена в конце концов де Вальмоном, тяжело болеет и умирает, а Сесиль де Воланж, обесчещенная Вальмоном, уходит в монастырь. Дансені убивает на дуэли своего соперника Вальмона, но, потеряв навсегда Сесиль, оказывается также среди побежденных. Зло в романе наказано. И в то же время носители положительного начала - госпожа де Турвель, Дансені и Сесиль - еще недостаточно сильны, чтобы окончательно победить зло.
За Д. Обломієвським
|
|
|