|
КУПЕР, Джеймс Фенимор
(1789 - 1851)
КУПЕР, Джеймс Фенимор - творчество писателя
КУПЕР, Джеймс Фенимор (Cooper, James Fenimore - 15.09.1789, Берлингтон, шт. Нью-Джерси - 14.09.1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк) - американский писатель.
Купер - основоположник исторического, авантюрного и социально-критического романа в литературе США. Автор 33 романов, в частности морских, сатирических, звичаєвоописових, своим творчеством писатель улягає в рамки романтического направления в литературе.
Купер был сыном землевладельца-конгрессмена из штата Нью-Йорк, который создал поселение Куперстаун, где прошло детство будущего романиста. После обучения в местной школе он проучился два года в Йельском колледже - оттуда Купера исключили за дисциплинарное нарушение. Прослужив пять лет на флоте, Купер женился и, поспорив, начал писательскую деятельность первым, художественно слабым романом «Предосторожность» («Precaution», 1820).
Известным писатель стал уже после выхода в свет романа «Шпион» («The Spy», 1821), посвященного американской революции, первого произведения в этом жанре, написанного «американцем, про американцев, для американцев» (В. Ковалев). Купер начинал здесь тему простого, скромного патриота Гарви Берча, защитника своего отечества, секретного агента Дж. Вашингтона - эту тему в литературе СЕЛА продолжат Г. Мелвилл в «Ізраелі Поттере» и Марк Твен в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
Тот факт, что романы Купера не является, даже в своем подходе к «историзма», простым подражанием В. Скотта, видно из его главного произведения, что получил Куперу славу мирового писателя - серии из пяти романов, названных «Повестями по Кожаный Чулок» - по имени главного героя, следопыта и охотника Натті Бампо. Хотя каждый из романов прослеживает один из периодов жизни героя, а вместе с ним - и этап освоения континента и становления нации, с жанровой стороны они значительно различаются. К примеру, роман «Пионеры» («The Pioneers», 1823), наиболее социально-проблемный в серии, насыщенный общественными конфликтами и изображением галереи типов, которые пришли вместе с буржуаВНОй цивилизацией на фронтир, вследствие чего первопроходцы-пионеры, которые осваивали дикий край, вынуждены податься дальше, на Дикий Запад. «Последний из могикан» («The Last of the Mohicans», 1826) - найавантюрніший и самый знаменитый из романов Купера, динамический по фабуле, где писатель ставит проблему «краснокожих дьяволов» или «благородных дикарей» - проблему отношения к индийской культуры и ее места в США. Она заметно идеализированная как в образе преступника Маґуа, вождя гуронів, так и в образе Ункаса, идеального «рыцаря» лесной глуши, юного индейца-где-лавара. Такой же возвышенный характер имеет и идеальная дружба представителей двух рас, двух культур - Чингачгука и Соколиного Глаза (Натті Бампо). Писатель считает, что индейцу придется уйти с исторической арены - в этом трагедия американских аборигенов, неспособных адаптироваться к цивилизации.
«Прерия» («The Prairie», 1827) - третий роман серии, который завершается смертью Натті (или Трапера) на просторах американских прерий. Эти огромные пространства, по мнению автора, должны заставить человека определиться перед неизвестным в жизни, перед небывалым в истории, как и перед самой собой, и сделать нравственный выбор. Это - наиболее «философский» из всех романов о Кожаный Чулок. Центральный образ разведчика лесов, пионера-первопроходца, стал одним из архетипних персонажей литературы США. Он - фигура двоїсто-противоречивая: друг индейцев и одновременно их истребитель, защитник природы и, как призвісник «цивилизации», ее предатель.
К собственно исторических романов Купера принадлежат «Лионель Линкольн, или Осада Бостона» («Lionel Linkoln...», 1825), посвященный войне за независимость США, «Долина Віштон-Виш» («The Wept of Wish-ton-Wish», 1829) - о пуритан Новой Англии, где впервые использован мотив смешанного брака и «индейского плена», «Мерседес из Кастилии»(«Mercedece of Castile», 1840) - роман о плавание X. Колумба и ряд других.
Как зачинатель морской темы, Купер является автором «Лоцмана» («The Pilot», 1823), авантюрного романа про Джона Пола Джонса, американского флотоводца эпохи войны за Независимость, «Красного Корсара»(«The Red Rover», 1828), «Морской волшебницы»(«The WaterWitch», 1830) и «Двух адмиралов»(«The Two Admirals», 1842). Опытом службы на флоте навеяна документальная «История флота Соединенных Штатов» («The History of the Navy of the United States of America», 1834).
Годы пребывания в Европе (1826-1833) заставили Купера развернуть ряд сопоставлений американской демократии с европейской тиранией как наследил развития двух разных цивилизаций - чисто американская, настолько же верна, насколько и однобокая антиномия. Эта идея, выдержанная иногда в несколько схематичном, пропагандистском духе, пронизывает роман «Браво»(«The Bravo», 1831), посвященный венецианской республике, «Генденмауер» («TheHeiderrmauer», 1832) и «Палач» («The Headsman», 1833).
Однако возвращение в США в 1833 г. вызвало обратную реакцию разочарования, связанного с изменением в мировоззрении писателя: вместо демократии он обнаружил на родине тенденции к собственничества и накопления. Поэтому вместо панегирика американской демократии наподобие созданной перед поездкой книги «Взгляды американцев»(1828) Купер написал полон горечи «Письмо к соотечественникам» («A Letter to His Countrymen», 1834). Этот документально-публицистическое произведение открыл новую грань творчества писателя - сатирический памфлет, которым стал роман «Монікіни» («The Monikins», 1835), книги «Домой» («Homeward Bound», 1838), а также «Американский демократ» («The American Democrat», 1838).
Эти книги вызвали жесткую полемику в прессе и травля на писателя, обвиненного в «антипатріотизмі». Позиция Купера была непростой: сам крупный землевладелец, он говорил о нарушении американских демократических принципов, считая, что народом манипулируют политиканы и дельцы.
В этой ситуации Купер почувствовал необходимость вернуться к национальному прошлому, чтобы найти ответ на противоречия современности и моральный противовес современной испорченности. Так появились два последние романы серии о Кожаный Чулок - «Следопыт» («The Pathfinder», 1840) и «Зверобой» («The Deerslayer», 1841). Как видно из названий, все внимание сосредоточено в них на личности героя, в котором автор ценит превыше всего искренность и естественность; Натті выступает как частное лицо и одновременно - как носитель истинно американских добродетелей. В романах пенталогией о Кожаный Чулок Купер проявляет себя как талантливый пейзажист, философ, склонный не только к схематизму и романтизации характеров и обстоятельств, но и притчеподібності, юмора и эпичности видение.
Похожими причинами было вызвано обращение к трилогии романов о земельной ренте, еще именуемую «Хрониками Літтлпейджа» («Сатанстоу» - «Satanstoe», 1845; «Землемер» - «The Chainbearer», 1845; «Краснокожие» - «The Redskins», 1846), где социальная тема - вопрос о землевладении вращается дидактической стороной, вредя тем самым интересности повествования.
Поздняя творчество Купера, особенно морские романы этого периода («На суше и на море» - «Afloat and Ashore», 1844; «Джек Гор» - «Jack Tier», 1845; «Морские львы» - «The Sea Lions», 1849), а также «Охотник на пчел « («The Oak-Openings», 1848), свидетельствует о нарастании пессимизма и интерес религиозными мотивами и мистицизмом; одним из главных приемов становится аллегоричность повествования и сюжета.
Место Купера в литературе США, несмотря на взлеты и падения интереса к многих его произведений, остается значительным, прежде всего как мастера романному жанру и рассказчика. Он обладал даром проблемности и «формульності» образа - «Пионеры», «Последний из могикан» и «Прерия» стали ходовыми понятиями-штампами, но безошибочно обозначили коренные проблемы и тенденции времени. Важнейшие герои - такие, как Натті Бампо, Гарви Берч, галерея «белых» и «индейских» персонажей, - содержат в себе несомненное качество общечеловеческих типов. Сила Купера-рассказчика нередко скрывается за позірними слабостями Купера-художника (слабая характеризация, плоскісний подход к изображению персонажей, предвзятость, обусловленная национальной принадлежностью или социальным положением). Однако должно быть оценено мастерство и новаторство К.-художника, рассказ которого может вестись одинаково свободно и от первого лица, и от нескольких рассказчиков, молодого и старого; читатель приобщается к величию исторических процессов, хотя иногда испытывает чувство человеческой суеты среди диких стихий и временных изменений. Разные грани таланта Купера-романтика вызвали критику писателей-реалистов (Марка Твена, Брета Гарта), однако они же вызвали восторженные отзывы Дж. Конрада и Д.Г. Лоуренса. Посмертная слава Купера превратила его на автора авантюрных произведений, породили массу адаптаций для молодежных изданий, за романами из серии о Кожаный Чулок поставлено немало фильмов.
В литературе США наследие Купера двойственная: авантюрно-мифологической стороной своего творчества он сильно способствовал развитию приключенческой литературы о фронтир и становлению жанра романа-вестерна. Социально-критическая и философская сторона традиции Купера нашла отражение в американских романистов XX века. - Виллы Кезер и других прозаиков, выходцев с Американского Запада - Ф.Ф. Манфреда и др.
В Украине отдельные произведения Купера перевели М. Лебединец, М. Иванов, И. Корунець, Л. Солонько, А. Терех, Есть. Крижевич, Г. Доценко и др.
А. Ващенко
|
|
|