ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КУКУЧИН Мартин

(1860 - 1928)

КУКУЧИН Мартин - творчество писателя

КУКУЧИН Мартин (Kukucin, Martin; автонім: Бенцур, Матей - 17.05.1860, с Ясеневая на Ораве, Среди.-Словац. обл.-21.05. 1928, г. Лепщик) - словацкий писатель.

Мартин Кукучин, настоящее имя которого Матей Бенцур, родился в селе Ясеневая на Ораве, в семье крестьянина. После окончания начальной школы учился в гимназии, сначала в городке Ревуце, затем в гимназиях Мартина и Баньської Быстрицы. В 1878 г. вернулся в родное село учительствовать. Именно в это время он написал свои первые очерки, зарисовки, юморески, новеллы, в которых стремился правдиво и достоверно передать различные стороны народной жизни, быта, нравы и психологию крестьян. Это, в частности, такие произведения, как «На ярмарку» (1883), «Сельская ярмарка» (1883), «На Ондрея» (1883), «Пир»(1884) и другие. 1884 г. стал переломным в жизни писателя. Кукучин решил оставить родное село, чтобы продолжить свое обучение. В 1885 г. он приехал в Прагу и записался на медицинский факультет Карлова университета. В Праге Кукучин сблизился с чешскими литературными кругами, принимал активное участие в деятельности общественно-литературного кружка «Детван», который объединял преимущественно студентов, выходцев из Словакии. В это время он писал фельетоны, выступал с театральными рецензиями. В Праге сформировались его эстетические взгляды, связанные с реализмом.

Первые рассказы, написанные Кукучіним в Праге, посвященные теме села. В частности, Кукучин описывает процессы быстрой капитализации деревни, Кукучин выступает с критикой новых капиталистических отношений и пытается противопоставить им патриархальные обычаи предков, национальные традиции, которые веками формировались на селе.

На 1890 г. приходится окончательное оформление эстетических взглядов Кукучина и его становление как писателя. В это время он создал и лучшие свои рассказы: «Вот умрет дядюшка из Хохолева» (1890), «На підконницькому бала» («Na podkonickom bale», 1891), «Из теплого гнезда», «Записки из грустного дома» («Zapisky zo smutneho domu»,1894), а также повесть «Дни гнева». Основная тема этих произведений - процесс расслоения на селе, который приводит к забвению национальных, патриархальных сельских обычаев и трагически, а иногда трагикомично, сказывается на человеческих судьбах.

После окончания в 1893 г. университета Кукучин отправился в Далмацию на остров Брач, где ему предложили место окружного врача. В 1895 г. он посетил Словакию, но не остался там, поскольку увидел, что сбываются его худшие прогнозы, что словацкое село стремительно капитализируется, теряя тот патриархальный и живой национальный дух, который прежде всего ценил Кукучин. После этой поездки Кукучин больше никогда не вернется в Словакию на постоянное проживание, и его связи с ней подальше, тем ослабевать. Кукучин начинает писать очерки и рассказы уже на новом, далматскому, материале.

Наивысшим творческим достижением этого периода стал роман Кукучина «Дом под горой» («Dom v strani», 1903-1904). Еще перед написанием романа писатель в своих путевых заметках, которые появились во время путешествия Далмацией и Хорватией, писал: «Сегодня общество разделилось на разные группы. Но эти классы помогают, дополняют друг друга и вместе составляют гармоничное большое целое, которое и называется обществом». В романе Кукучин и пытается воплотить свои утопические идеалы о гармоничное сосуществование двух общественных сил - крестьянства и дворянства. В «Доме под горой» эти силы представлены, с одной стороны, мудрым крестьянином Мате Берацу, а с другой - разумной помещицей Анзулою Дубчич. Однако уже само развитие конфликта в романе, связан с несчастной любовью дочери Матери и сына Анзули, доказывает утопичность такого союза.

После романа «Дом под горой» писатель надолго замолчал. В 1907 г. он в третий раз сделал резкий поворот в своей биографии и вместе с женой уехал в Южную Америку, в колонию югославских эмигрантов. В Пуенто-Аренас (Чили) Кукучин работал в миссии Красного Креста. В 1918 p., после образования независимой Чехословакии, писатель вернулся на родину, но, недовольный теми социальными противоречиями, которые ее в это время рвали, опять уехал в Югославию, где и провел свои последние годы, изредка наведываясь в Словакию.

Еще в Южной Америке он начал работать над 5-томным романом «Мать зовет» («Mat' vola»), посвященным славянам, которые эмигрировали в Америку. Этот роман был опубликован в 1926-1927 годах. Вернувшись в Югославию, Кукучин работал над исторической трилогией с эпохи «штурівського периода» национальной истории. Он успел написать лишь два романа этой трилогии, которые были опубликованы уже после его смерти. Это - «Лукаш Благосей Красот» («Lukas Blahosej Krason», 1929) и «Богумил Валізлость Забор» («Bohumil Valizlost' Zabor» ,1929).

Умер Кукучин 21 мая 1928 года в Югославии, а в октябре того же года его перезахоронили в г. Мартин, что в Словакии.



В. Назарец