|
КРИСТИ, Агата
(1891 - 1976)
КРИСТИ, Агата - творчество писателя
КРИСТИ, Агата (Christie, Agatha - 15.09.1891, Торки - 12.01.1976, Воллінгфорд) - английская писательница.
Ее перу принадлежит 68 романов, 17 пьес и много рассказов, которые издавались огромными тиражами во всех странах мира. Более миллиарда книг Кристи изданы на английском языке и примерно такое же количество переводов ее произведений на других языках. Немало романов Кристи экранизированы, по ним ставят спектакли, имеют неизменный успех ее пьесы. Знаменитая «Мышеловка» ежедневно идет на сцене одного из лондонских театров в течение нескольких десятилетий. В 1958 p. Кристи избрали президентом английского Детективного клуба и она оставалась на этом посту до конца своих дней. За литературные заслуги ему был пожалован дворянский титул. Созданные Кристи персонажи - детектив-профессионал Эркюль Пуаро и наделена удивительной интуицией и наблюдательностью Джейн Марпл из деревни Сент-Мери-Мид - завоевали широкую популярность, заняв место в одной шеренгах с такими героями, как Шерлок Холмс англичанина А. Конан Дойла и Метре француза Ж. Сименона.
Формирование взглядов и мировосприятия Кристи происходило на рубеже XIX и XX вв., и, по ее собственному признанию, ей всегда было свойственно ощущение своей принадлежности к двух эпох - викторианской, которая отходила в прошлое, и современной, что наступала. Она родилась в счастливой и дружной семье Фредерика и Клары Миллер в приморском городке Торкі. ее ранние годы прошли в атмосфере уюта родительского дома в поместье Эшфилд, где жизнь пробежало мирно и спокойно согласно устоявшегося ритуала, где ее окружало меблировки, выдержанное в пізньовікторіанському стиле. В «Автобиографии» («An Auto-biography», изданная посмертно в 1977 p.) Кристи писала: «У меня было счастливое детство. У меня был дом и сад, которые я любила, умная и терпеливая няня, отец и мать, которые любили друг друга и были действительно счастливы в браке». Воспоминания об этих годах сохранились навсегда. В памяти остались танцевальные вечера, предпринимаемые в Ешфілді, и балы в Лондоне, незабываемая атмосфера Рождества. Немало времени отводилось на чтение. Мать читала детям классиков (Ч. Диккенса, В. Теккерея, В. Скотта, французским - А. Дюма), Агата увлекалась в детстве волшебными сказками, романами Ж. Верна, рассказами А. Конан Дойла, а впоследствии в круг ее интересов вошли Д.Ґ. Лоуренс, М.Сінклер, де Квинси. У нее были незаурядные математические способности, сила логического мышления; она была одарена музикально, прекрасно играла и пела. Любила театр, особенно оперу. Бывая в Париже, посещала «Гранд опера» и «Комическую оперу». Она и сама мечтала стать оперной певицей, прошла прослушивание в нью-йоркской «Метрополитен опера», но недостаточная сила голоса (сопрано) не позволила ей начать театральную карьеру. Кристи не жалела об этом. Ей всегда было присуще умение трезво оценить ситуацию, и она считала, что свои силы нужно отдавать лишь тому, в чем можешь достичь полного успеха. Ей были свойственны оптимизм, умение радоваться жизни, интерес к людям, раВНОобразие их характеров. «Я счастлива сказать, что могу радоваться почти всему», - пишет она в «Автобиографии».
Со смертью отца материальное благосостояние семьи Міллерів пошатнулся, дом в Ешфілді пришлось сдать в наем. На зимний сезон Кристи вместе с матерью поехала в Каир. Образование Кристи не было систематическим; даже на обязательном посещении школы родители не настаивали, отдавая предпочтение домашним занятием. Уже тогда, когда ей было за двадцать, Кристи закончила курсы медсестер и во время Первой мировой войны работала в госпитале. Во время войны она вышла замуж за летчика Арчибальда Кристи, младшего офицера королевской авиации. Свадьба была скромной, произошло в Клифтоне, где был расположен госпиталь Красного Креста, в котором работала Кристи. Под ее присмотром находились двадцать с лишним раненых, которые лежали в хирургическом отделении. Она заботливо выхаживала их и училась при этом на курсах по фармакологии и химии, что впоследствии весьма пригодилось ей в писательской деятельности. Информация о лекарства, яды, необходимую медицинскую помощь, о симптомах болезней - все это она использовала в романах с большим знанием дела. Пришло известие о ранении мужа; вскоре он вернулся в Англию и получил должность в Министерстве авиации в Лондоне. Жизнь налаживалась. На свет появилась дочь Розалинда. Был куплен дом в пригороде Лондона, вышел в свет первый роман «Таинственная история в Стайлзі» («The Misterious Affair at Styles», 1920).
Очень важным событием в жизни Кристи стала кругосветное путешествие; она отправилась в него вместе с мужем, которого пригласили в качестве финансового советника сопроводить Британскую миссию. Впечатления от пребывания в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских островах, а затем в Канаде были сильными и незабываемо яркими. Возвращение к будничной действительности обернулось для Кристи целым рядом тяжких несчастий: за смертью матери состоялось развод с мужем, избранницей которого стала другая женщина. Пришлось испытать одиночества, боли предательства, холодной безжалостности Арчибальда. Однако сила воли, энергия и жизнелюбие помогли преодолеть потери и разочарования. Спасительными оказались новые впечатления от путешествий. Сначала вместе с дочерью Кристи отправилась на Канарские острова, а затем в восточном экспрессе посетила Стамбул, Дамаск, пересекла пустыню и прибыла в Багдад. От того времени и на всю жизнь путешествия стали ее страстью. Где только она не побывала! В Египте, Северной Африке, в Ираке и Саудовской Аравии, в Италии и Югославии, в Греции, Персии, России. Во время одной из поездок на Восток она зазнайомилася с археологом Максом Меллоуеном, который стал ее вторым мужем. Во время Второй мировой войны Кристи работала фармацевтом в лондонском госпитале. Во Франции был убит муж ее дочери Розалинды; сиротой остался единственный внук Кристи - Мэтью, что появился на свет осенью 1943 г. «Война ничего не решает, - пишет Кристи в «Автобиографии», - и выиграть войну так же губительно, как и проиграть ее... Мы должны научиться избегать войн, потому что война бессмысленна, она разрушает как нас самих, так и наших соперников». Этот трезвый вывод рожденный горьким опытом.
Успех, который постоянно сопутствовал писательницу, материальное благосостояние, стал плодом ее многолетней литературной деятельности, вовсе не повлияли негативным образом на суть ее личности. Скромность, такт, преданность своему любимому делу, связанному с созданием удивительных по своей притягательной силой и интересом произведений, неприятие позы, нелюбовь к словам, молвленных на публику, всегда были присущи Кристи. Эта титулованная «дама и кавалер», удостоена ордена Британской Империи, вела весьма замкнутый жизнь, никогда и нигде не проиВНОсила речей, предпочитая всем другим предпочтение пребыванию в кругу персонажей, созданных силой его творческого воображения, в мире, который их окружает, и который, по словам одного из критиков, мы можем назвать «настоящей Англией». Жизнь, лишенная сенсаций, обыденное существование были более всего по душе «наиболее печатной писательницы мира», которой объявило Кристи в начале 70-х годов ЮНЕСКО.
Среди всего написанного Кристи особенно популярны произведения: «Убийство Роджера Экройда» (The Murder of Roger Ackroyd», 1926), «Убийство по алфавиту» («The ABC Murder», 1936), «Десять негритят» («Ten Little Niggers», 1939), «Труп в библиотеке» («The Body in the Library», 1942), «Кривой домик» («Crooked House», 1949), пьесы «Свидетель обвинения»(«Witness for the Prosecution», 1954), «Зернышко в кармане» («A Pocket Full of Rye», 1954), «Бледный конь» («The Pale Horse», 1961), «И в трещинах зеркальный круг» («The Mirror Crack'd», 1963), «Третья девушка» («Third Girl», 1966, рус. пер. «Третья квартирантка»). Перечислить все невозможно. Выходили сборники рассказов Кристи, печатались стихи (под псевдонимом Мэри Вестмакотт), несколько повестей романтического характера, интересные истории. Особая судьба у пьесы «Мышеловка» (The Mousetrap», 1954), созданной на основе одноименного рассказа. Она переведена на 24 языках, сыгранная во многих театрах. Лишь в Лондоне, где она идет ежедневно уже почти сорок лет, эта пьеса обеспечила кассовые сборы, которые превышают 16 миллионов фунтов стерлингов.
Детективы Кристи существенно отличаются от стереотипов «полицейского романа». В ее книгах отсутствуют описания ужасов, насилия, пыток, в них нет смакования жестокости и садизма. Критики называют его произведения «интуитивными» детективами, в которых раскрытие преступления происходит благодаря присущей героям психологической проницательности. Главный акцент делается не на исследовании доказательств, а на содержании и структуре диалога, на наблюдениях за поведением персонажей, на выявлении аналогий, которые позволяют сделать определенные выводы. Все выверено, значимые детали, реалии быта точные и выразительные, и все освещено тонким юмором, раВНОобразные возможности которого Кристи мастерски использует.
Рассуждая об особенностях детективной беллетристики, Кристи определила те ее черты, достичь которых она стремилась сама. Важное значение она придавала объему произведения, считая, что детективная повествование в коем случае не должна превышать 230 страниц; что же касается такой формы, как «триллер», где все основывается на быстрой смене событий и увлекательной действия, то его объем эффективен тогда, когда он не больше 110 страниц. «Сущность хорошего детектива заключается в том, - отметила Кристи, - что действие в нем реальная, но рано или поздно читатель все же догадывается, что она нереальна». Обязательным условием детектива убийство и расследование совершенного преступления, которое приводит к обнаружению преступника. Кристи считает, что «преступник не должен быть необычным, а мотив преступления экстраординарным». По ее мнению, в современных детективах «почти каждый может оказаться преступником, даже сам следователь».
Образы детективов-следователей в романах Кристи весьма раВНОобразны: это бельгиец Пуаро, который поездил по миру и немало повидал на своем веку, старая дева мисс Марпл, наделенная острым, как бритва, умом и поразительной наблюдательностью, что позволяет ей, не выходя за пределы «своего села», распутывать причины и последствия загадочных случаев, это мистер Квин и Паркер Пайн, каждый из которых ведет расследование по своему методу - один, подражая во всем пример Шерлока Холмса, а второй - рассуждая о преступлении в своем любимом кресле и, наконец, это детективы-любители Бересфорди. В этой шеренгах особый интерес представляют Пуаро и Марпл. Наделен комичной внешностью и забавными манерами, Эркюль Пуаро поражает силой логического мышления, умением из большого количества, казалось бы, случайных и разрозненных фактов восстанавливать картину совершенного преступления. Пуаро убежден, что умение анализировать доступные факты - альфа и омега деятельности детектива; «метод, порядок и серые клеточки» (мозга) - вот главные инструменты его расследований. Иногда осуществляемый им поиск озаряется светом присущей ему блестящей прозірливості. Рядом с ним скромная и внешне неприметная мисс Марпл, как может показаться на первый взгляд, явно проигрывает. Однако во многих случаях она действует с Пуаро на равных, а иногда Джейн Марпл и превосходит знаменитого следственного своей изящной проникливістю. ее сильная сторона - в умении проводить аналогии с «мелкими сельскими трафунками» и на их основе делать полезные выводы, позволяющие продвигаться к решению сложных загадок.
Мир романов Кристи - это мир провинциальной Англии; создаваемые ею картины и сцены тяготеют к «обычных очерков»; героями ее книг являются врачи, адвокаты, коммерсанты, иногда актеры или художники, владельцы небольших имений, офицеры и отставные военные, лакеи, горничные. В этой среде под покровом внешнего благополучия и благопристойности скрываются свои тайны; проза обыденного существования взрывается совершенным убийством; все приходит в движение, сюжет детективного повествования начинает раскручиваться. Читатель включается в происходящее, следя за ходом событий с нарастающей вниманием.
В Украине отдельные произведения Кристи перевели М. Дмитренко, В. Хижняк, В. Хазин, Ю. Лившиць, М. Олейник, В. Мусиенко, В. Брюгген, Н. Романовская, А. Евса, В. Чвазова, О. Парунов и др.
Тв.: Укр. пер. - Три повести: Запоздалая расплата. Тайна Индийского острова. Пятеро поросят. - К., 1971; Смерть в шампанском // Знамя. - 1981. - №5-9; На кого укажет палец // Стаут Р. Звонок в дверь. Шаша Л. Каждому свое. Кристи А. На кого укажет палец. - К., 1983; Свидетель обвинения // Вселенная. - 1984. - №2; Убийство состоится в пятницу // Знамя. - 1985. - №6-10; Красный сигнал // Вселенная. - 1986. - №5; Третья квартирантка // Знамя. - 1988. - №10-12; Любовь незнакомца //Вселенная. - 1989. - №1-10; Кража в отеле «Гранд метрополитен»// Вселенная. - 1989. - №8. Рус. пер. - Соч.: В 5 т. - Москва, 1990; Собр. соч.: В 42 т. -Москва, 1995-2003.
Лит.: Бавин СП. Зар. детектив XX века. - Москва, 1991; Кестхей Т. Анатомия детектива. - Москва, 1989; Кристи А. Автобиография. - Москва, 2002; Шишкина Т. Немного об Агате Кристи и ее героях // Christie A. Selected Stories. - М., 1976; Haining P. Agatha Christie: Murder in Four Acts. - London, 1990,
H. Михальская
|
|
|