|
АБЭ КОБО
(7 марта 1924, - 22 января 1993)
АБЭ КОБО
АБЭ КОБО(автонім: Кобо 7 марта 1924, - 22 января 1993) - японский писатель.
Детство его прошло в Маньчжурии. В 1948 г. Абэ окончил медицинский факультет Токийского университета. Карьерой врача пренебрег, поскольку, как он однажды выразился, «не создан для этой профессии, и начал писать еще студентом».
В 1948 г. появился журнальный вариант первого рассказа Абэ «Дорожный знак в конце улицы» («Оваріші міхі но шірубе нет»). Но большой успех и популярность пришли к нему в 1951 p., когда увидела свет повесть «Стена. Преступление Карума» («S. Карумаші но ганзай»). За нее Абэ был почтен высшей литературной наградой Японии - премией Акутагавы.
Научно-фантастическая повесть «Четвертый ледниковый период» («Даійон кампійокі», 1958), центральной темой которой является изображение раздвоение личности - этой же теме посвящена повесть «Почти как человек» («Ии ка ме», 1960) - окончательно убедила литературные круги в том, что Абэ присущ большой талант. Уже первые произведения подтвердили оригинальность его художественной манеры: переплетение вымышленных и реальных пластов повествования (этого Абэ, по его собственному признанию, учился у М. Гоголя), динамичный сюжет, выдержанный улусе детектива, тонкие философские размышления и символика, сатиричність стиля и лапидарность языка. Они выявляют и своеобраВНОе кредо писателя, которому Абэ останется верным в дальнейшем: стремиться исследовать не столько быт и «наболевшие проблемы» общества, сколько «мозг и психологию», которые так или иначе определяют «способ действий».
Особый художественный взгляд Абэ давал повод критике в разные годы называть его фантастом, то авангардистом, то японским Сартром, то японским Достоевским. Роман «Женщина в песках» («Суна на онна», 1962), получил премию газеты «Іомура», ознаменовал начало романной творчества Абэ. Авторская внимание фокусируется на процессе изменения психологии, сознания Ней - скромного учителя, личности довольно ординарной. Мечтая в прошлом хотя бы чем-нибудь прославиться, в настоящем он неожиданно оказывается вместе с одинокой женщиной в плену огромной песчаной ямы. Герой, помогая женщине ежедневно отгребать из ямы песок, что грозит упасть с морского берега на деревню и разрушить, засыпать все жилища, постоянно ощущает внутренний дискомфорт: «Если каждый раз спасать ближних, умирающих от голода, ни на что другое времени не останется...» В состоянии безграничного отчаяния, моральной и физической усталости он пытается убежать из этой страшной ловушки, но «мысль его бежит обратно». Герой, пренебрегая своей свободой, возвращается на дно ужасной ямы. Длинные, втомлюючі душу размышления о правах личности, закон в условиях нечеловеческого существования приводят его к отказу от своего «я», приближая тем самым к всечеловеческому «мы». «В песке вместе с водой он как будто обнаружил в себе нового человека». Символичен и образ песка в романе. Для Ники он - «само движение».
Герой романа «Чужое лицо « («Танин ка као», 1964) - ученый, который прячет под маской собственное лицо, искаженное в результате химического взрыва в лаборатории, проходит, в отличие от Ники, «путь нелюдимость», теряя способность к контакту с другими людьми. Изучая в нем «мыслительный механизм», «работа» которого и превратила его в морального урода, освобожденного от «всех духовных пут», Абэ оставляет снаружи открытым вопрос - кто виноват в этом? Однако многое угадывается в намеренной зашифрованості реплики героя, сказанной в финале романа: «Обвинить одного меня не получится... Я ненавижу людей». С ней вступает в своеобразный диалог морально-философская мысль романа «Сожженная карта « («Моетсукіта хізу», 1967). Сожженной оказалась «личная карта» Тасир - героя, охваченного духовным одиночеством. Автор осмысливает эту актуальную для общества проблему как наказание за сознательный отказ человека от общечеловеческих идеалов.
В романе «Человек-ящик» («Гако отоко», 1974), наиболее последовательно по сравнению с другими выдержанном в любимой писательской манере изображения взаимосвязи вымышленного и реального миров, речь идет о человеке, который пытается спрятаться от жизни, от тотального равнодушия, царящего в нем, «в ящике из гофрированного картона, который надет на голову и доходит до пояса». Здесь автор, продолжая художественное исследование проблемы духовного одиночества, обогащает ее философским открытием: спасти Человека от этого кризисного явления может только сама Жизнь. В романе его олицетворяет образ Женщины. Именно к ним и обращены слова героя: «единственная просьба - подай мне руку, пока я хочу взят».
Роман «вошедшие в ковчег» (другое название - «Ковчегсакури»'- «Гакобуне сакура мару», 1984) получил довольно полярные отзывы. Писали о том, что в нем одиночество, «человеческая разобщенность» «не изучается, не анализируется, а с самого начала постулируется». Вряд ли это справедливо. Если рассматривать роман в контексте всего художественного творчества писателя, то следует отметить, что он как бы «обратным светом» освещает предыдущие. Близок к ним по манере письма, этот роман «стягивает» в единый узел вопросы, которые постоянно волнуют автора. Решение Крота, главного героя произведения, не думать больше о том, кому повезет выжить, кто достоин выжить, принятое после всех фантасмагорических событий, что случились с ним в каменоломнях Ковчега (созвучно навязчивым мыслям Ники из «Женщины в песках'), отражает авторскую позицию в ее взаимосвязях с определенными философскими взглядами. На вопрос «В чем смысл жизни?» в одном из своих последних интервью 1992 г. Абэ ответил: «Никакого смысла нет, а есть лишь увлекательный процесс его угадывания».
22 января 1993 г. Абэ умер в одной из токийских больниц, не успев закончить работу над очередным романом. В Японии и за рубежом он известен не только как прозаик, но и как автор гротескно-фантастических пьес: «Охота на рабов»(1955), «Призраки среди нас»(1958), «Легенда о великанов» (1960), «Крепость» (1962), «Мужчина, превратившийся в палку» (1969). Свои пьесы Абэ ставил в созданной им «Студии Абэ».
Не все бесспорно в творческом видении Абэ, но, как заметил М. Федоренко, его произведения «в определенной степени можно считать не просто зарисовками, но монументальными полотнами эпохи, что проходит».
Украинский язык отдельные произведения Абэ И перевел. Дзюб.
Тв.: Укр. пер. - Сожженная карта. - К., 1969; Человек-коробка // Вселенная.- 1975.- № 6; Пропасть времени// Вселенная. - 1980. - №6; Рус. пер. - Избранное. - Москва, 1988; Собр. соч.: В 3 т. - Москва - С.-Петербург, 1998; Четвертый ледниковый период. - Москва, 2000; Женщина в песках. Чужое лицо. - Москва, 2000.
Лит.: Анцыферов М. Функция фантастики в произведениях Кобо Абэ 50-х годов // Вопросы нац. специфики произведений зар. лит. Х1Х-ХХ веков. - Иваново, 1979; Гривнін В. Новый роман Кобо Абэ // Вселенная. - 1975. - № 6; Гривнин В. Кобо Абэ - писатель и драматург // Кобо Абэ. Пьесы. - Москва, 1975; Гривнин В. Трилогия Кобо Абэ // Пр. лит. - 1969. - № 10; Гривнин В. Творческий поиск Кобо Абэ //Абэ К. Женщина в песках. - Москва, 1987; Злобин Г. Дорога к вторым - дорога к себе // Кобо Абэ. Женщина в песках. Чужое лицо. - Москва, 1969; Палиевский П. Путь к преодолению // Пр. лит. - 1966. - № 5; Рехо К. Совр. япон. роман. - Москва, 1977; Федоренко Н.Т. Кобо Абэ. Впечатления и мысли // Кобо Абэ. Избранное. - Москва, 1988.
Л. Кибальчич
|
|
|