ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КИЗИ, Кен (Элтон)

(1935 - 2001)

КИЗИ, Кен (Элтон) - творчество писателя

КИЗИ, Кен (Элтон) (Kesey, Ken (Elton) - 17.09.1935, Ла Хунта, шт. Колорадо - 10.11.2001, Юджин, шт. Орегон) - американский прозаик.

Кизи родился в Ла Хунте, а детство провел в городке Юджин в штате Орегон. Его отец успешно занимался молочным бизнесом, основав Корпорацию фермеров Юджина. Годы детства и юности Кизи связанные с рыбалкой, охотой, плаванием, занятиями боксом, борьбой и американским футболом. Учился Кизи в Орегонском университете, играл в студенческом театре. На последнем курсе получил стипендию Стэнфордского университета, однако вскоре он забросил учебу и присоединился к движению контркультуры. В 1956 г. он женился на Фей Хаксбі, которую любил со школьных лет. Написал роман «Зверинец»(«Zoo»), который не был опубликован. Он посвящен общине битников Северного Побережья (Сан-Франциско), к которой принадлежал сам К., их странствиям страной и образа жизни.

Кизи еще студентом принимал участие в экспериментах по использованию сильнодействующих наркотиков для лечения психических расстройств. После вмешательства властей эта опасная научная программа была закрыта, однако Кизи полгода работал санитаром и ночным сторожем в больнице для ветеранов войны в Менлоу Парк, в Калифорнии, где эта программа проводилась. Он добровольно принимал там наркотики и докладывал о последствиях. Эти опыты в психиатрической больнице, а также участие в «ЛСД-сессиях» сформировали фон самого известного романа Кизи. «Полет над гнездом кукушки» («One Flew Over cuckoo's Nest», 1962). Сам писатель отмечал, что воссоздал в нем «реальных людей и настоящие ситуации». Во время работы над книгой К. употреблял один из галлюциногенов - пейот.

«Полет над гнездом кукушки» - трагіфарсова притча о бунте против пренебрежения человеческого достоинства в психиатрической больнице, которая бесспорно является метафорой всего американского общества. Кизи обличает социальную систему, которая во имя благосостояния среднестатистического подавляет все «нетиповое» и независимое. Название произведения - строка из детской песенки, что запомнился рассказчику Бруму Бромдену по кличке «Шеф», великану-напівіндіанцю, который притворяется глухонемым. Именно его образ Кизи считал своим величайшим художественным достижением. Бромден - шизофреник, и в его восприятии реальность и бред то сливаются, то удваиваются. Именно поэтому вариативность и неоднозначность являются органическими в структуре этого произведения. В клинике находятся не только абсолютно больные («растения»), а и люди уязвимы и нестандартные. Единственный приют для их измученной памяти - это галлюцинация, поэтому они ищут убежище в стенах больницы. В больнице царит железный порядок, а его неизменной хранительницей есть Старшая сестра Рэтчет. В мир клиники и мир рассказчика входит мелкий преступник, анархист и весельчак Рэндал Патрик Макмерфи, который пытается изменить бюрократическую систему больницы. В больном сознании Шефа конфликт между сестрой Рэтчет и Макмерфи перерастает в битву добра и зла. Макмерфи становится жертвой репрессивной системы. Он задумывает побег, однако после безумной вечеринки врачи делают ему лоботомию. Бромден душит его подушкой и бежит в Канаду.

Общество и порожденный им порядок - «система», государство, «комбайн» и является, по мнению Кизи, главным врагом современного человека. К. убежден в незавершенности человеческой личности, более того - в неопределенности, случайности, хаотичности человеческой истории. Роман Кизи, как отмечает Т. Денисова, «помогает понять сущность «черного юмора» - в частности его способность высмеивать самого себя и оценивать общество как нечто враждебное личности. Мир и человек изображены как такие, что потеряли смысл. И потому гармония, или даже сама возможность человеческого общения, становятся привилегией сумасшедших».

В бродвейском театральном сезоне 1963 - 1964 гг. появилась постановка по роману «Полет над гнездом кукушки» (инсценировка Д. Вассермана). Более 80 спектаклей было сыграно в Корт Тиетр (в роли Макмерфи выступил Кирк Дуглас). В 1975 г. М. Форман снял фильм по роману Кизи, ставшем культовым (он получил пять «Оскаров»). Роль Макмерфи блестяще сыграл Джек Николсон. Однако сам Кизи был недоволен фильмом, обвинил экранизаторов в искажении замысла и даже обратился с судебным иском.

Следующий роман Кизи - «Иногда я увлекаюсь» («'Sometimes a Great Notion», 1964) не имел успеха. Действие романа происходит в лесозаготовительной бригаде и разворачивается вокруг отношений двух братьев - Хэнка Стемпера и Дреґера, их жестокой семейной вражды. Мотивы, знакомые по первым романом Кизи, изображаются на фоне провинциального городка, которому грозит экологическая катастрофа. Книга была экранизирована в 1971 г. (режиссер и исполнитель главной роли - Поль Ньюмен).

После работы над романом Кизи надолго отошел от литературной деятельности. Он организовал группу «Веселые затейники» («Merrie Pranksters»), поселился с коммуной хиппи в Ла Хонде, что в Калифорнии, вместе с друзьями путешествовал Америкой и Мексикой. В 1965 p. Кизи был арестован за незаконное хранение наркотиков. Он сбежал в Мексику, однако в 1967 г. его нашли и отправили в США, где в тюрьме Сан Матео Каунти Джейл он отбыл пятимесячный срок. После этого бурного периода Кизи занялся фермерской деятельностью, воспитывал четырех детей и вел писательский семинар в Орегонском университете.

В 70-х pp. Кизи вернулся в литературу, издал книги «Продается гараж Кизи» («Kesey's Garage Sale», 1973), «Семь молитв бабушки Вітьє» («Seven Prayers by Grandma Whittier», 1974-1979), «Ящик демона» («Demon Box», 1986). В его поздних произведений принадлежат детская книга «Белочка знакомится с медведем» («Little Tricker the Squirrel Meets Big Double the Bear», 1990), «Дальнейшее расследование» («The Further Inquiry», 1990, совместно с P. Бевіртом), «Пещеры» («Caverns», 1990; под псевдонимом А.Ю. Левон), «Морской лев» («The Sea Lion, 1991»). «Песня моряка» («Sailor Song», 1992) является футуристической повести о рыбацкая деревня Аляски и голливудскую съемочную группу. Последняя книга Кизи - «Проходит последний» («Last go Around», 1994, совместно с К. Баббсом) посвящена известному орегонском родео и написана в стиле массовой литературы («pulp fiction»). Умер Кизи в результате осложнений после операции на рак печени.

Как литератор, Кизи ассоциируется прежде всего с романом «Полет над гнездом кукушки»; как фигура культурологическая, он является символом американской послевоенной контркультуры, «гуру» психоделических наркотиков, деятелем, который связывает «разбитое поколение» 50-х с движением хиппи 60-х годов.



Есть. Васильев