|
КАМІНҐС Э.Э.
(1894 - 1962)
КАМІНҐС Э.Э. - творчество писателя
КАМІНҐС Э.Э. (Иванов Э.Э. - 14.10.1894, Кеймбридж, шт. Массачусетс - 03.09.1962 Конуэй, шт. Нью-Гемпшир) - американский поэт и художник.
Эдвард Естлин Камінґс родился в Кеймбриджі, что в штате Массачусетс. У1911 г. он поступил в Гарвардский университет, где в 1916 г. получил магистерскую степень. Через год, находясь в добровольческом медицинском корпусе во Франции, был арестован и отправлен в тюремный лагерь. Выяснилось, что Камінґса на основании его переписки обвинили в измене по Франции. Это абсолютно безосновательное обвинение стоило ему нескольких месяцев заключения. Тюремный опыт отразился в «Огромной камере» («The Enormous Room», 1922), лирической повествования с большим количеством ярко изображенных характеров. В свою «альма матер» Камінґс вернулся в 1952 г., заняв кафедру поэзии им. Ч.Е. Нортона (1827-1908). В 1957 г. он стал лауреатом Болінґенської премии по поэзии. Умер Камінґс в Конвеї (шт. Нью-Гемпшир) 3 сентября 1962 г.
Презирая современное колективістське общество, привержен всего индивидуального, при публикации стихов Камінґса прибегал к особому печатного рисунка строфы и необычной пуктуації:
И...
я
никогда
ни одной вещи
не угадывал (на
вить вселенной) мог бы
да не вполне возможно
наименьший словно лучший
(почти невидимый ссы где там ты) здесь ты
кармінного горла дома найти
хішого который действительно его
(как и мнение что три сви
ты опережает)
кто всеви
дяще
Глаз
(Пер. И. Андрусяка)
С тех самых мятежных побуждений он отказался от заглавных букв при надписи фамилии (подписывался «е.е. камінгс»). Писал пьесы, критические статьи, опубликовал дневник путевых впечатлений. Как художник, отличался мастерским рисунком, достиг достаточно высокой репутации в профессиональной среде. После кратковременного увлечения абстрактной живописью вернулся к натюрмортов, портретов и пейзажей.
Успех романа «Огромная камера» вызвал заинтересованность первым поэтическим сборником Камінґса «Тюльпаны и каминные трубы» («Tulips and правильном трубы до», 1923). Эта книга сформировала его главную тему: неустроенность и уродство массовой человека, противопоставленные мудрости и красоте. В поисках способов воплощения этой темы Камінґс уделил много внимания синтаксическим деформациям, использовал яркую рекламную лексику, перемежал традиционные строфічні формы верлибром. Он демонстрирует различные приемы высмеивание современного мира, с его палачами и жертвами, в сборниках «Тюльпаны...», «XLI поэзия»(«XU Poems», 1925), «равняется 5» («is 5», 1926), «Ви Ва» («Vi Va», 1931), «Без благодарностей» («No Thanks», 1935), «Собрания стихов» («Collected Poems», 1938), а также в последующих сборниках «50віршів»(«50 Poems», 1940), «1x1 «(1944), «Стихи 1923-1954» («Poems 1923 - 1954, 1954), «95віршів» («95 Poems», 1958) и «73 стихи» («73 Poems», 1963).
И в высмеивании, и в прославлении Камінґс оставался певцом индивидуальности - в пьесах «ему» («him», 1927), «Том» («Tom», 1935) и «Санта Клаус» («Santa Claus», 1946), в дневнике путешествия по Советскому Союзу «Еити» (греч. «Яєсмь», 1933), в Нортонівських лекциях в Гарварде, которые впоследствии вышли отдельной книгой «я»(«и», 1953) с вызывающим подзаголовком «шесть антилекцій» («six nonlectures»). В 1972 г. вышло в свет его «Полное собрание стихотворений, 1913-1962» («Complete Poems, 1913-1962»).
Украинский язык отдельные стихи Камінґса перевели Бы. Бойчук, И. Андрусяк и др.
Ю. Иваненко
|
|
|