11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Философско-этический смысл встречи ангела с людьми (по новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями»)
Новелла Ґабріеля Гарсиа Маркеса «Старик с крыльями» - это тонкий сплав мифологического и реального.
Жители небольшого села Пелайо и Елісенда заняты своими делами. Человек собирает на своем дворе крабов, которые, спасаясь от воды, ползут в их дом, а жена сидит у постели больного сына. Дождь не утихает уже третьи сутки, вода затопила все вокруг, небо и море стали одинакового серого цвета, а утро не принес ожидаемого солнца. Все это напоминало начало всемирного потопа. И вот в такую непогоду Пелайо нашел на своем дворе старого, лысого, одетого, как нищий, деда, который барахтался в луже, не имея сил выбраться на сухое, потому что ему мешали большие общипанные и грязные птичьи крылья. Когда люди немного пришли в себя от Удивления и испуга, то пришли к выводу, что перед ними ангел.
Мы привыкли представлять ангелов-посланцев Божьих, носителей добра и света чистыми, красивыми, добрыми и сильными. Они выступают проводниками Божьей воли, распорядителями, хранителями всего живого. Ангел у Маркеса являл собой полную противоположность мифическому: «старенький дедушка», «страшилище», такой «немощный, что ливень сбила его на землю», «одет, как нищий», «с большими птичьими крыльями, обскубаними и грязными».
Прибыл этот ангел с неизвестной миссией, говорит на непонятном языке, совершенно не интересуется людьми, и чудеса, которые он делает, совсем не такие, которых от него ждут. Реакция жителей на появление живого ангела была сугубо обивательською. Пелайо закрыл его в тесном проволочном курятнике, а крестьяне, которых набилось полное двор, бросали деду в клетку разную пищу, «словно то было не сверхъестественное существо, а какая-то цирковая зверь».
Отец Гонзаго, вместо того чтобы защитить ангела от издевательств со стороны интересных, пообещал написать письмо епископу, а тот в свою очередь напишет Папе. «Переписка с Папой могло бы продолжаться пока света и солнца», а пока что супруги решили брать деньги за интересное зрелище.
С прибытием ангела жизни людей не изменилось. Они не очистились от скверны, от бездуховности, их души раскрылись к свету.
Когда ангел заболел, врач, который его осматривал, больше всего удивлялся крыльям, «которые были настолько естественными в этом организме, что возникал логичный вопрос, почему их лишены другие люди».
Люди, которые нашли ангела, действительно живут без крыльев, а значит, без высокой цели, без желания реализовать себя и свои способности, без вдохновения, без ощущения своего единства с Богом.
Высшая жизненная цель супругов, которое нашло ангела, - материальный достаток, новый двухэтажный дом; жителей, которые сбегались посмотреть на Божьего посланника, - желание увидеть чудо; отца Гонзаго - не потерять своего прихода.
Эти люди привыкли к бескрылой, обывательской жизни. Они не мечтают о чем-то выше, чем материальный достаток, благосостояние, общение с ангелом с радостью меняют на общение с цирковой женщиной-пауком, которая расскажет о себе и ответит на все вопросы. Они даже не заметили, как крылья ангела обросли новым перьями, и с облегчением вздохнули, когда Божий посланник «наконец убрался от них и полетел в сторону моря, превратившись в маленькую черную точку».
Своим небольшим по объему произведением Габриэль Гарсиа Маркес ставит перед нами много вопросов. Если человек создан по образу Божьему, то имеет ли она право жить безкрило, думать только о материальном, ставить решетки на окнах своих домов, чтобы туда не залетали ангелы? На все эти вопросы каждый должен найти свои ответы.
|
|