10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА
Роль пейзажа в романе Л. Толстого «Война и мир»
И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом.
Из ученического сочинения
Строки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них изложена полная правда о роли пейзажа в романе Л. М. Толстого «Война и мир». В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Волконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет.
Герои «Войны и мира» постоянно сравниваются с животными, а животные - с людьми. Похожа на белочку молодая Лиза Волконская, на котенятко, что обещает стать хорошенькой кошечкой, - юная Соня... «Врозуміть мне этого медведя», - просят за Пьера Безухова. Волк, загнанный на охоте, возвращает свою лобату (именно лобату) голову, как «больной грудной жабой» - собственно человеческим заболеванием. Одинаково визжат в азарте собаки и очаровательная Наташа Ростова...
Писатель не использует эти сравнения как средство сатиры - просто это его взгляд на мир. Для Толстого люди - такая же часть природы, как животное, дерево, птица... И, следовательно, они подчиняются тем же законам.
Что же видит в природе Толстой?
Прежде всего, вечную изменчивость и вечную жизнь, что и является истиной. Низкое некрасивое небо над Праценською горой открывает князю Андрею порочности и греховности стремления к славе и власти. Зарочные дали открывают Николаю Ростову в день его первого боя противоестественность человеческой вражды и зовут его из этого дыма и странной суеты туда, где все так спокойно и понятно. Любом толстовском герою в лучшие минуты могут открыться небеса и сделать его сопричастным вечности.
Природа вмешает в себя человека, потому что она больше, чем просто фон, на котором разворачивается действие: она действует и сама, подчиняя себе душу и волю личности. Лунная ночь в Отрадном такая волшебная не потому, что на нее смотрят Наташа и князь Андрей. Наоборот, именно она и пленяет, заставляя понять, что жизнь не кончается в тридцать лет. Святочная ночь наделяет скромную и робкую Соню своей сказочной отвагой.
Есть в толстовских пейзажах одна особенность - враждебность к хвойных деревьев. В природе видит Толстой великий закон изменчивости человеческой жизни. «Чтобы жить честно, нужно начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».! как природа умирает, чтобы возродиться вновь к новому этапу своей жизни, так и человек должен «стряхнуть» с себя «листья» прошлых мыслей и чувств, чтобы снова расцвести с новой духовной весной.
Таким образом, пейзаж в романе «Война и мир» - еще одно «действующее лицо», что хранит в себе авторские представления об истине и простоту. «И нет величия там, где нет простоты и правды» (Лев Толстой).
|
|