ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Проблема жизненной цели и назначение человека в пьесе Чехова «Чайка»

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково видное место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в свет при жизни автора. Но большая работа Чехова-драматурга началась значительно позже, спустя восемнадцать лет, с «Чайки», которое было завершено в 1896 году. Сам автор определял ее как необычную работу, работу вопреки всем правилам драматургии. «Чайка» - самая трагическая комедия, сюжет которой состоит из лабиринта увлечений и страстей, выхода из него нет, ведь нет выхода из ряда противоречивых человеческих чувств.

Любовь в произведении - это печальные факты человеческих взаимоотношений, которые не имеют развития: учитель Медведенко любит Машу, Маша страстно влюблена в Треплева, Треплев безнадежно страдает за Ниной, которая, в свою очередь, любит Тригорина. События движутся мимо героев пьесы. Безусловно, Треплев и Нина могли бы сложиться в прекрасную пару и быть счастливыми. Но она любит Тригорина, который после непродолжительного романа с ней вернется к Аркадіної. Все эти нелогичные взаимоотношения создают дисгармонию пьесы, с уникальной комедии-трагедии превращается в обычную драму.

Драма «Чайка» насквозь проникнута атмосферой неблагополучия. Уний нет счастливых людей. Героям произведения не везет ни в большом, ни в малом, все они неудачники. Атмосфера одиночества преследует каждого из героев.

Учитель Медведенко не может говорить ни о чем, кроме материального достатка, ведь это проблема всех учителей того времени: «Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура».

Маша откровенно рассказывает всем, что она несчастна: «А у меня такое чув-ство, как будто я родилась уже давным-давно; жизнь свою я тащу волокном, как бесконечный шлейф... И часто не бывает никакой охоты жить».

Итак из первых актов пьесы понятно, что в ее атмосфере царит общее недовольство жизнью. Люди слишком поглощены собственными горестями, и поэтому они не слышат друг друга. Атмосфера произведения - это атмосфера всеобщей психологической глухоты.

И на фоне этой атмосферы - чайка-символ, который приобретает различные значения, по-раВНОму живет в душе молодых героев пьесы - Треплева и Нины.

Нина после всех своих несчастий начала чувствовать себя чайкой, которую от скуки подстрелил человек. Словом чайка она подписывала свои письма, когда разочаровалась в жизни. Но Нина - человек сильный, человек, который умеет бороться и мечтать: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока я живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы...».

Для Треплева чайка - это тоже символ, но символ того, что не сбылось. И хотя для него, известного писателя, поиски смысла жизни так и не кончились, но его, как и Нину, можно отнести к одному лагерю, Тригорина и Аркадину - к другому.

Если Треплев до последнего момента в отчаянии: «...я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание», то для Тригорина и Аркадіної образ чайки - это «не помню» или «не знаю».

Герои «Чайки» не могут пробиться друг к другу, потому что говорят только для себя:

«Аркадина. Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится!

М а ш а . Тридцать четыре.

А р к а д и н а . Студенты овацию устроили... Три корзины, два венка и вот...(Снимает с груди брошь и бросает на стол.)

Ш а м р а е в . Да, это вещь...

М а ш а . Пятьдесят!..

Д о р ы . Ровно пятьдесят?

А р к а д и н а . На мне был удивительный туалет... Что-что, а уж одеть-ся я не дура.

П о л и н а А н д р е е в н а . Костя играет. Тоскует, бедный».

Судьбы героев, несмотря на их внешние и внутренние раВНОгласия, перекликаются, сливаются в едином звучании, из многих отголосков и отголосков вырастает единая судьба и единый для всех настроение. Возможно, именно этот настрой привел к гибели Треплева.

В пьесах Чехова приглушенные конфликты, отсутствует четкое деление героев на положительных и отрицательных. Зло в пьесе «Чайка» растворилось в обыденной жизни героев, поэтому виновника всех неудач не найти.

Но самое главное, что в «Чайке» А. П. Чехов открыл новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании жизненных противоречий. В произведении появился «подтекст». Автор бросает свой взор в будущее, а развязки, как завершения человеческих судеб, у него нет... В этом заключается вся суть чеховской драмы «Чайка».