ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

«Пророк» А. С Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Пушкинский «Пророк» написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и много чего говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они выбрали неправильный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были из потомственных дворян), а за права совершенно бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.

Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это чего стоит!

После ссылки и гибели Пушкин жил, как «в пустыне мрачной». И шестикрылый серафим (в переводе - горящий, пламенный) приходит к его лирического героя на скрещении судеб - «на распутье». (Так и видится мне васнецовський «Витязь на распутье» с правом выбора: «Направо пойдешь... налево пойдешь...»)

Чудо, что происходит у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:

Перстами, легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Первое чудо - духовное прозрение. Второе - умение не просто слушать, а услышать шум и гомон настоящей жизни. И тогда поэт способен постичь весь мир - от «гад морских» к лету ангелов. А потом из обычной пустослівної человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрой змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас - глагол - слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» - завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Снова, как исповедь от первого лица, но уже без предыстории. Вся она в Пушкина.

А в Лермонтове:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как он изменил людей! У пророка, провозгласившего «Любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».

Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на распутье, а на вершинах, услышан звездами, но не услышан людьми. Видя его, старцы говорят детям:

Он горд был, не ужился с нами;

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами.

Пророком пренебрегают за наготу и «бедность», за то, что он «худой и бледный». Люди не могли поверить в то, что устами пророка говорит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные страдания - не напрасны. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех. У него, как и у поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только умом.