9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
«Пророк» А. С Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Пушкинский «Пророк» написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и много чего говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они выбрали неправильный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были из потомственных дворян), а за права совершенно бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.
Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это чего стоит!
После ссылки и гибели Пушкин жил, как «в пустыне мрачной». И шестикрылый серафим (в переводе - горящий, пламенный) приходит к его лирического героя на скрещении судеб - «на распутье». (Так и видится мне васнецовський «Витязь на распутье» с правом выбора: «Направо пойдешь... налево пойдешь...»)
Чудо, что происходит у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами, легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Первое чудо - духовное прозрение. Второе - умение не просто слушать, а услышать шум и гомон настоящей жизни. И тогда поэт способен постичь весь мир - от «гад морских» к лету ангелов. А потом из обычной пустослівної человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрой змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас - глагол - слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» - завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Снова, как исповедь от первого лица, но уже без предыстории. Вся она в Пушкина.
А в Лермонтове:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В глазах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как он изменил людей! У пророка, провозгласившего «Любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на распутье, а на вершинах, услышан звездами, но не услышан людьми. Видя его, старцы говорят детям:
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами.
Пророком пренебрегают за наготу и «бедность», за то, что он «худой и бледный». Люди не могли поверить в то, что устами пророка говорит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные страдания - не напрасны. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех. У него, как и у поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только умом.
|
|