Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя «Мертвые души»
Сокровищница творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения полны одновременно и гнева, и любви. Гнева - к тем, кто калечит человеческие судьбы, любви - к народу.
Эти парадоксальные противоречия прослеживаются на протяжении всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма называется «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Однако с каждой главой произведения нарастает обличительно-сатирический пафос. Если обратиться к образам произведения, то можно увидеть ряд сатирических персонажей, среди которых и центральный образ, и несколько его окружающих. Например, Манилов вместе с женой презентуют Чичи-кову список умерших крестьян, перевязанный розовой ленточкой. Какое же отвратительное чувство вызывает этот штрих! А сам Чичиков? Авантюрист, заинтересован в несчастье других людей ради своей выгоды: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, немало». Двуликий господин благодарит Бога за человеческое горе!
И разве только он... Герои гоголевской сатиры - люди ограниченные, не способны на душевные порывы. А их увлечения не выходят за пределы супа и котлет. Итак, предметы домашнего обихода весят в их жизни гораздо больше, чем высокие чувства.
Блестяще, гостросатирично писатель раскрывает ту истину, что в тогдашнем обществе человек не способен испытывать симпатию, дружбу, уважение, любовь.
С глубокой сатирой звучит тема столице в «Повести о капитане Копейкина, где откровенно противопоставляются государственные мужи простому человеку. А символом государственной власти как раз и выступает Петербург - напыщенный, розкошуючий, развращенный и сыт.
Изображение же простых людей проникнуто поэзией. Да и сама авторская повествование содержит множество лирических отступлений, авторских монологов и размышлений о жизни, искусстве, о Родине. А воспоминания о Родине доказывают автора до глубокого трепета: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься! Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? эх, кони, кони, что за кони!».
И еще более контрастным становится этот авторский лиризм сатирическом показательные поющего Чичикова. Казалось бы, что здесь удивительного? Ведь с древнейших времен песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Но ведь то человека! А Чичиков? Нелюдь, что приобрел имущество в виде мертвых душ.
Читая этот эпизод произведения, пытаешься понять и чувства автора, и скрытый смысл слов, вложенных в уста візниці Селіфана: «Вишь ты, как барин поет!».
Гениальность самой темы «Мертвых душ» оказывается в богатстве различных значений и противопоставлений понятий мертвых и живых душ, когда начинаешь понимать глубину и важность для поэмы того лирического отступления, где речь идет о том, что «...на свете дивно устроено: веселое мигом обратится в пе-чальное, если только долго застоишься перед ним...».
Итак, М. В. Гоголь доказал, что характер человека формируется под влиянием общественной среды.
|
|