ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новаторство драматургии Ибсена

Конец ХІХ - начало ХХ века характеризуется интересными творческими поисками в мировой литературе. Эти поиски обусловили возникновение новых жанров и форм произведений. Драматургия не была исключением.

Норвежский драматург Генрик Ибсен не только занимал одно из первых мест в литературе нашего века. И дело не только в том, что он поставил вопросы, волновавшие его современников. Талант и новаторство Ибсена-драматурга заключались в том, что зритель вынужден был искать ответы на эти вопросы. Ибсен раскрыл сложность и противоречивость жизни, заставил своих зрителей отказаться от традиционного деления героев на положительных и отрицательных, воспринимать их целостно, со всеми их противоречиями.

Самое яркое новаторство Ибсена оказалось в строении его пьес. Ибсен использовал композицию, которую принято называть аналитической. В такой композиции важную роль играет тайна, события, происходившие задолго до представленных на сцене, но именно эти события повлекли за собой ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение. Аналитичность у Ибсена имеет совсем другую цель, содержанием такой композиции становится не раскрытие тайны, а осмысление всех событий. У Ибсена аналитичность не столько сюжетная, сколько интеллектуальная. Ведь развязка приносит с собой и раскрытия внутренней сути всех событий, именно их подлинное понимание. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героев. Под влиянием событий, происходящих на сцене, осмысление этих событий, открытие тайны, что влияет на эти события, меняет героев. И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета.

В пьесе «Кукольный дом» окончательное разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новую жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовленное всем развитием действия.

Новаторство Ибсена в этой пьесе заключалось в том, что не случайное стечение обстоятельств, а именно осмысление всего, что произошло, решают конфликт. Развязкой драмы является беседа между Норой и Хельмером - первая за всю их супружескую жизнь, в которой Нора делает настоящий анализ их отношений. И Нора и Хельмер, и вся их жизнь предстают в этой беседе совсем по-новому - и именно этот новый взгляд предоставляет такого драматизма заключительной сцене «Кукольного дома», которую современники обвиняли как слишком холодную и розмірковану. Но новатор Ибсен лишь переносит растущую сюжетную напряжение на напряжение интеллектуальную, напряжение мысли, из которой вырастает решительная сюжетная изменение - решение Норы оставить семью, которое завершает развитие действия в пьесе.

Однако герои Ибсена - не воплощение определенных идей автора. Им присущи все человеческие страсти, присуще все, что делает человека человеком. Этим Ибсен отличался от многих писателей конца XIX века, которые не верили в возможности человеческого разума, в его способность контролировать поведение человека. В пьесах Ибсена именно разум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу. А когда человек не находит в себе силы превратить мнению, она жестоко расплачивается за это. «Кукольный дом», в котором живут и Нора Хельмер, разрушился, потому что герой не смог возвыситься над собственным эгоизмом, не смог преодолеть предрассудки общества.

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург раскрыл новые возможности аналитической композиции, наполнил их новым содержанием. Важную роль играла в этом язык автора. Каждая фраза, что подается в тексте, подается только потому, что она действительно необходима - для осуществления одного или даже нескольких художественных задач. Иногда в отдельных эпизодах появляются персонажи словно чрезмерно многословны, разговорчивы. Например, героиня «Кукольного дома» Нора во втором действии пьесы говорит гораздо больше, чем всегда. Но этот поток слов, иногда и вправду лишний, скрывает внутреннюю озабоченность героини, ее напряжение.

Интеллектуальные пьесы Ибсена требовали от зрителя особого внимания к тому, что и как говорят герои. Он использует многозначные возможности слова. В пьесе «Кукольный дом» в отдельных отрезках текста содержатся скрытые указания на то, что уже произошло, или что должно произойти, хотя это еще непонятно даже самим героям. Иногда кажется, что герои просто говорят, а что-то заставляет очень внимательно вслуховуватися в каждое слово, а с каждой фразой напряжение возрастает.

Эти творческие достижения Г. Ибсена нашли свое развитие в творчестве других мастеров слова, заложили основы новой драматургии нового театра ХХ века.