ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Верность идеалам справедливости и гуманизма в произведениях эпохи возрождения (М. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI века. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь обрести свободу, время роста крупных городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и дальних странствий, что требовали от людей смелости и дерзань.Склалися новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, что наибольшую ценность на Земле составляет человек. Гуманисты - писатели и художники - изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, изображавшим сильную и прекрасную человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи - Возрождение.

Помню, еще до знакомства с «Дон-Кихотом» М. Сервантеса, ко мне случайно попала статья российского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, «Страницы испанского тетради», а в ней - стихотворение, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:

Мигеля мать была щедра;

С ним вместе двойню родила.

Один такой худой, худой,

Костлявый, с острой бородой.

Открытый взгляд безумных глаз,

А на макушке медный таз.

Другой родился карапузом,

Румяный, толстый, с круглым пузом.

Сметлив, хитер, картошкой нос,

Курчавой бородой оброс.

Один в доспехах и в седле,

Другой с котомкой на осле.

Один бесстрашно рвется в бой,

Дрожит от трусости другой. Конечно же, это - о героях романа М. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Пансу. Портреты и черты их характеров невозможно спутать ни с какими другими персонажами. Произведение знаменитого испанца наполнено духом эпохи Возрождения: «Дружище, Санчо! Да будет тебе известно, что волею неба я родился в нашу жестокую сутки, чтобы воскресить золотую»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет в виду рыцарские, по-настоящему достойные человека времена. Дон Кихот воплощает справедливость, человечность, истинное рыцарство - но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности подвергаются осмеянию. Жизнь оказывается совсем не таким, каким оно представляется Дон Кихоту, потому-то многие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательно это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за свои интересы - он увлечен идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активный, мужественный и бескорыстный.

Санчо Панса - так же, как и внешне - полная противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, достаточно меркантильный. Сытое, вільготне жизни - вот его идеал (в отличие от «рыцаря печального образа», который, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается («С кем поведешься, от того и наберешься?») стараниями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура - это отзывчивость, человечность, желание служить добру:

Один витает в облаках,

И шар земной в его руках.

Другой - тот ходит по земле

И мыслит только о себе.

Но им дана одна судьба -

Одна мечта, одна борьба.

За правду вечные борцы,

Бессмертны эти близнецы.

Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, что ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» - величайший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга. Их любовь - это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, что бесконечно обогащает душу.

Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность - сам человек, а не ее прозвище или какой-то искусственно наклеен ярлык (согласно происхождения или места в обществе). Как раз в самом человеке - ее положительные качества и недостатки, все же остальное, включая семейные предания и семейные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» - рассуждает тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, непреходящих истин.

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится всего несколько дней. Власть и сила не на стороне влюбленных, а на стороне старых форм жизни, где судьбу человека обусловливают не чувства, а деньги, состояние, фальшивые понятия о чести семьи. Но, несмотря на то, что герои погибают, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь.

В героях произведений М. Сервантеса и В. Шекспира мы видим черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие враждебного им мира.

В борьбе за утверждение идеала жизнь заставляет их преодолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, имеющие гуманное мышление, а это уже черты новой, по сравнению с предыдущей эпохой, человека - истинного героя Возрождения.