10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Анализ стихотворения А. Рембо «Пьяный корабль»
Артюр Рембо - символ світового поетичного авангарду. Творчество этого поэта представляет собой уникальное в истории литературы явление. Виктор Гюго назвал его «Шекспиром-ребенком». И вполне справедливо: Рэмбо начал с того, чем обычно заканчивают великие поэты. В возрасте 15-17 лет он создает шестьдесят стихов, десять из которых стали настоящими вершинами французской поэзии, а стихотворение «Пьяный корабль» стал всемирно известным произведением. Требует еще каких-то доказательств гениальность поэта? В свои семнадцать лет Артюр Рембо - зрелый поэт. В течение еще нескольких лет он создает почти все, что составляет его творческое наследие, - сборник «Озарение», книгу-исповедь «Сквозь ад», а также свой блестящий программное стихотворение «Пьяный корабль».
«Пьяный корабль» - это стихотворение-поэма. Это творческая исповедь гениального подростка, осмыслена и четко продуманная, которая была навеяна автору впечатлениями юношеского чтения, его увлечением морем и романтикой морских приключений. И хотя автор произведения до этого времени не видел ни моря, ни кораблей, творческое воображение рисовало юноше лазурное море, изысканную бригантину под шелковыми парусами, которая несется в безбрежный морской простор навстречу ветрам и необычным приключениям.
Корабль без руля и ветрил - это символический, развернутый образ поэта. Он, этот поэт, чувствует себя как бы опьяневшим от безграничности пространства и неуемной жажды странствий, приключений. Он стремится открывать неразгаданные тайны, неведомые земли.
Бешено хлюпали океанские приливы,
А я, когда-то глухой, как мозг детворы,
Все за водой плыл! И мятеж гигантский
Сняли полуострова, просторы и ветры.
Все волшебное, необычное в этом плавании, что обогащает поэта особыми впечатлениями, которые просто невозможно объяснить формальной логикой.
Обычная молния становится динамитом, «что взрывает небеса», сигналы тревоги, прибое и течения сливаются в одно понятие, приобретает силы мотора. Это «вечный двигатель» поэта. Оказывается, что и рассвет может говорить какой-то экзальтированной языке необычного «голубиного народа». Итак, поэт видит то, чего обычному смертному увидеть бы не удалось.
Я молниями разорвано небо знаю,
Прибое, течения, заката голубые,
Рассветы, возбужденные, словно голубиные стаи,
И то, что может лишь примаритись тебе.
Видит поэт и разъяренные морские валы, цветы, подобные пантерячих зрачков, ледники, небеса и зарева. И все это представало в воображении мальчика, пускал свой маленький кораблик в холодную грязную лужу.
По европейской грустя водой,
Холодную и грязную лужу вижу я,
Где вутлий корабль, как мотыля весной,
Пускает в полумгле огорченное мальчик.
Но как же хорошо, когда даже в гряВНОй луже человек может видеть прекрасное лазурное море, сияющее яркими солнечными лучами, бригантину, что поднимает парус и несется вдаль навстречу ветрам и невзгодам.
И как невыразимо жаль, что прекрасный поэт бросил свой якорь не в тихой лазурной гавани, а в марсельской больнице - больной, истощенный, он навсегда почил там 10 октября 1891 года в возрасте всего тридцати семи лет. Но несется вдаль безумный корабль его поэзии, даря людям прекрасную мечту, побуждая к борьбе за жизнь, придавая силы и силу.
|
|