Сюжет и идея романа Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Многочисленные утопии Средневековья обещали человеку счастья. Кто же против этого? Писатель XX века, что посягнул на священное право человечества? Дело в том, что, создавая антиутопию, в сюжете которой бесстрастный взгляд на общество будущего, что напоминает нам нашу современность, такая же попытка направить человечество на истинный путь к счастью. Путь этот лежит через отречение от всего негативного в современной цивилизации, прежде всего, отношение к духовной культуре, сгустком какой ? книга.
«...451° по Фаренгейту - это температура, при которой начинает гореть бумага». С этого эпиграфа начинается роман Брэдбери. Автор переносит нас в мир будущего, мир, где техника достигла фантастических результатов, где люди «живут по закону», мыслят стандартно. Там запрещено держать дома книги, а пожарные уже не тушат пожары, а только раздувают их. Это мир скоростей, цифр, развлечений, в котором люди помнят ни о прошлом, ни задумываются над будущим.
И главный герой романа Гай Монтег - пожарный. Он наслаждается пожаром, ему кажется, что он - дирижер, который исполняет симфонию огня. Ему очень нравится курить книги, но он не задумывается над тем, что делает: душа его слепая и безумная, он вписался в уклад фантастического общества. Но скоро мы узнаем о нем другое: он ребенок, романтик. В нем живут два начала, но второе задушенного, почти умерло.
Главный конфликт романа проходит сквозь душу героя. Первый перелом во внутреннем мире Монтега возникает, когда он встречает Кларис Макеллан. Эта девушка живет не по законам города, ее все считают сумасшедшей, потому что она не такая, как другие. Она духовно наполнена, в нее живые, сияющие глаза. Кларисса зажгла в душе Гая ту искру, которая в нем время от времени то загоралась, то угасала, задала вопрос, над которым никто в этом городе не задумывался: «счастливы Ли мы?»
После этой встречи, после тихого, уютного дома Клариссы собственная квартира показалась Монтегу холодным склепом. Комната кажется похожей на могилу, куда не долетает ни один звук большого города. И собственная жена, словно кукла: «сожженный хімичним раствором, ломкие, как солома волосы, глаза с тусклым блеском, накрашенный капризный рот». Телевизионные «родственники» заменили ей мужа, детей, мать, собственные мысли. Милдред - духовно мертвая, опустошенная женщина, жертва скоростей, развлечений, рекламы...
Настоящим потрясением был для Монтега поступок женщины, которая погибла вместе со своими книгами. ее смерть - форма протеста против мира, бунт против законов города. В ее доме Гай тайно берет несколько книг. Он хочет знать, что же такого в тех книгах, ради чего человек может пойти на смерть, чтобы не разлучаться с ними. «У нас есть все для того, чтобы мы были счастливыми, но мы несчастны. Почему?» Может, книги помогут найти ответ? Профессор Фабер объясняет Роще, что все в этом мире стремится подчинить человека, навязать ей свое. «Вас мнут, как глину, и формирует по своему желанию». Этот урок профессора оставил след в душе Монтега, который все еще находится под влиянием брандмейстера Витти.
Витти считает, что сожжение книг - это забота о человеке. Это сохраняет спокойствие и счастье. А книги сеют смуту и зло, поэтому их надо уничтожать. Бити - философ-циник. Он во всем видит подтверждение того, что «надо выбивать из головы людей чувства и мысли цифрами, заполнять ее фактами,.. им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они будут стоять на месте».
Он выразитель идеи необходимости массовой культуры, интеллектуального стандарта, забвение своих корней, культуры, истории. Стандартная человек удобна: она не способна на бунт. Люди «будут счастливыми». Витти считает себя «борцом за счастье». Витти догадался, что делается в душе Монтега, и хочет остановить его прозрение. Но Монтег читает книги, они открывают ему мир. Путь Гая - это путь преодоление стандартности мышления и превращения в зомби. Он начинает понимать, что в обществе произошла настоящая духовная и интеллектуальная катастрофа.
Монтег и «люди-книги» ушли из города - этого города мертвих. им не страшны преследования, потому что с ними - истинное богатство человечества, его духовное достояние. Автор романа выразил отношение к бездуховного общества, который променял красоту и мудрость книг на индустрию развлечений и беспамятство.
Роман «451° по Фаренгейту» поднимает общечеловеческие проблемы, он ставит вопросы, над которыми задумывается каждый человек. И ответ на них только один: «Я хочу служить книге, я не хочу быть зомби и не допущу, чтобы мои дети и дети моих детей были зомби».
|
|