ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОЗЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Отражение декадентской эпохи в личности и судьбе А. Уайльда

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, О. Уайльд прожил недолгую, полную драматизма жизнь. Он был одним из теоретиков «чистого искусства», наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, что получила развитие в Англии в 1870-1890 гг. ее сторонники исходили из принципа «искусство для искусства» и того, что литературе совсем не имеет смысла выполнять какую-то моральную миссию учить добру, справедливости, что она «безразлична» к проблемам морали. Искусство вроде бы призвано служить красоте, которая выше, чем жизнь. И художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противопоставляет их реальности. Однако следует отметить, что сам А. Уайльд не всегда придерживался этой теории.

«Я трактовал искусство как высшую реальность, а жизнь - как всего-навсего вид художественной прозы», - писал О. Уайльд.

Он был любимцем славы, но потерпел и горькой судьбы. Его карьера настолько тесно была переплетена с его личным становлением и легенде о нем, что сами его произведения стали будто чем-то вторичным.

«Боги даровали мне почти все. Я имел талант, известное имя, высокое общественное положение, интеллектуальную смелость; я сделал искусство философией, а философию - искусством», - писал О. Уайльд в своей исповеди «Из бездны». И действительно, сын известного врача-ирландца, он учился в престижном Оксфордском университете, где на формирование его мировоззрения повлияли два известных профессора - Джон Рескин и Уолтер Патер. От Рескіна он узнал о несоответствии между искусством и современным английским жизнью, а также о необходимости объединить их, а от Патера перенял идею, что первейшей и главной целью художника является развитие и усиление способности человека воспринимать красоту. Щедро художественно одаренный, он вел беззаботную жизнь лондонского денди, светского льва. Бывая постоянно в известных лондонских салонах, О. Уайльд проиВНОсил блестящие остроумные афоризмы, был законодателем мод, баловнем судьбы. Дебютировал А. Уайльд как поэт и автор поэтических и лирических сказок «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Молодой король», которые очень любили дети.

О. Уайльд создал свою философию, согласно которой только искусство может вытащить человека из мира пошлости и мещанства. Его эстетические теории нашли свое отражение также в известном романе «Портрет Дориана Грея», где на примере чудесного превращения портрета главного героя писатель отстаивает свое убеждение о том, что искусство выше жизни.

Достаточно весомый вклад внес А. Уайльд и в обновление английского театра второй половины XIX века. Он создает известные комедии «Веер леди Уіндермир», «Как важно быть серьезным», «Идеальный муж», в которых высмеивает фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль.

Еще в далекой юности, завершив обучение в университете, Оскар Уайльд отправился в Лондон, заявив: «Я буду поэтом, писателем, драматургом. Так или иначе я стану знаменитым, а если и не знаменитым, то печальноизвестным».

И кто же знал, что его слова станут пророческими, ибо все, что он сказал, действительно сбылось. Находясь в зените славы, О. Уайльд писал свои лучшие произведения, но вдруг его благополучную жизнь была прервана: его обвинили в аморальном поведении (которая действительно имела место), начался громкий судебный процесс, который получил большую огласку и закончился тем, что О. Уайльд попал в тюрьму, которая во многом изменила и его убеждения. Теперь он начал считать, что «страдание - единственная истина». Страдания, связанные с заключением писателя, нашли свое глубокое отражение в его поэме «Баллады Редингської тюрьме».

Жизнь О. Уайльда - яркий пример борьбы со взлетами и падениями. Писателю на собственном опыте пришлось испытать и пережить соотношение красоты и морали. Мораль существовала, ]с;уе и будет существовать вечно в любом обществе. О. Вайльду пришлось убедиться, что главным критерием в жизни человека все-таки есть нравственность. И моральная красота всегда будет весить больше в жизни человека, чем красота физическая.