ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГРАБАЛ, Богумил

(1914 - 1997)

ГРАБАЛ, Богумил - творчество писателя

ГРАБАЛ, Богумил (Hrabal, Bohumil - 28.03.1914, м. Брно - 03.02.1997, Прага) - чешский писатель.

В отличие от М. Кундеры, который направляет свою прозу на общеевропейский литературный контекст, Грабала воспринимают как прозаика, который продолжает лучшие традиции довоенной чешской литературы XIX ст. Прежде всего прозу Грабала выводят из творчества Я. Гашека, а также современных поисков чешской литературы, связанных с традициями чешского поетизму и сюрреализма. Как отмечают литературоведы, Грабал стал самым ярким, после Гашека, литературным выразителем т. н. «пражской иронии», то есть пронизанной тонким юмором философии жизни, сквозь обыденность и банальность которой просвечивают высокие идеалы и серьезные мысли; Грабал создал особый, «плебейський» раВНОвидность чешского сюрреализма, разработал свой специфический литературный жанр - т. наз. «пивную басню». Богумил Грабал родился 28 марта 1914 года в городе Брно. Жил сначала в Німбурку, куда перебрались его родители, а потом в Праге. Еще перед войной поступил на юридический факультет Пражского университета, но война прервала учебу. На протяжении всех лет оккупации он сменил много профессий: был референтом торговой школы, кладовщиком, рабочим, дежурным на желеВНОдорожной станции. После войны продолжал учебу в университете, а после его окончания работал страховым агентом, потом - рабочим на литейном заводе в Кладно. Там он получил тяжелую травму черепа, долго лечился, после чего (с 1954 г.) работал на складе макулатуры в Праге.

Первые литературные попытки Грабал, по его собственным показаниям, приходятся еще на 30-е pp.: «Сначала я писал только для себя и своих друзей. Мне казалось, что я не достиг высокого профессионального уровня, чтобы публиковать свои произведения. Писать я начал еще в 30-40-х годах, и только в 1962 году благодаря усилиям друзей и издателей вышел в свет первый сборник моих рассказов. Я пишу прежде всего для себя, для собственного удовольствия, и поэтому мои произведения очень субъективные. В основе моего творчества лежат две вещи: рассказы простых людей, с которыми я постоянно общаюсь, и субъективное, философско-эстетическое осмысление, оформление того, что я вижу, о чем мне рассказывают».

В 1949 году Грабал попытался издать сборник собственных сюрреалистических стихов, но она так и не вышла. Первым печатным произведением Г. стала тоненькая книжка из двух рассказов под названием «Разговоры людей» («Hovory lidi»), которая появилась в 1956 году. В 1959 Г. подготовил к печати новый сборник рассказов «Скворец на ниточке» («Skfivanku na niti»), но она не прошла цензуры. В 1962 году, после появления сборника рассказов Грабал «Жемчужина на дне» («Perlicky na dne»), он стал широко известным. Ведущую идею этого сборника писатель объяснил так: «Только на самом дне, только после падения человек начинает понимать, что такое настоящий свет». Следующий сборник рассказов «Мечтатели» (1964) сделала Грабала известным не только на родине, но и за рубежом. В том самом 1964 году писатель опубликовал еще два сборника рассказов, а также повесть «Уроки танца для пожилых людей» («Tanecni hodiny pro starsi apokrociele»).

Уже в этот период наметились новые черты поэтики Грабала. Типичный герой писателя - это обычный человек из народа, немного простоватая и наивная, но честная, с присущей ей внутренней верой в высокие идеалы. Повествование в произведениях Грабала зачастую стилизованная под разговоры простых людей, которые происходят в непринужденной атмосфере тесного круга друзей. Произведениям Грабала присущ мягкий юмор, склонность к гиперболе и фантастики, резко индивидуальное, философская манера видения мира. «Я хотел бы... продолжить гашеківську традицию в нашей литературе. Ярослав Гашек писал свои произведения,сидя в пражских кабаках и мог на следующий день вставить в сюжет историю, услышанную вчера за кружкой пива. Я убежден, что надо быть как можно ближе к обычным людям. Простые люди - это неисчерпаемый источник мудрости и юмора. Достаточно только уметь слушать их, а потом добавить что-то, скажем, фантастическое, гротескное, что усилило бы эффект от той или иной истории, чтобы она снялась над жизнью, вернулась к людям уже в другом, не прямолинейном, а в обобщенном виде, чтобы задела потаенные уголки разума, психики и даже подсознания... Я не стремлюсь раскрывать какие-то глобальные проблемы, я хочу, чтобы каждый человек имел свою любимую работу, семью, друзей. Мои герои - обычные люди, которые после работы посещают свой любимый ресторанчик, пьют пиво, не чувствуют себя одинокими. Они знают, что с ними будет завтра, они веселые, ироничные, остроумные, грустные, добрые. Они далеки от большой политики, но и могут сказать о ней свое меткое слово, а в критической ситуации, скажем, военной, способные на серьезные поступки», - так раскрыл Грабал тайны своего творчества.

Одним из лучших произведений Грабала 60-х годов считают повесть «Поезда особого назначения « («Ostfe sledovane vlaky»), которая вышла в свет в 1965 г. События в ней происходят в 1945 p., в период гитлеровской оккупации Чехии. В центре изображения - трагическая судьба молодого чеха Милоша Грми, который ценой собственной жизни подрывает немецкий транспорт с оружием. Образ самого Милоша при этом раскрывается без всякого героического пафоса и патриотической гиперболизации. Он изображен как обычный юноша, который сначала озабочен проблемой отсутствия у него сексуального опыта, На героический поступок его побуждают не какие-то высокие идеалы, а вполне естественное желание проучить немцев, что зарятся на чужие земли.

Со 2-й пол. 60-х гг. в творчестве Грабала усилились авангардные тенденции, ориентация на художественные принципы чешского сюрреализма и поетизму. В яркой форме это проявилось в сборниках его рассказов «Объявления о продаже дома, в котором я больше не хочу жить» («Inzerat na dum, ve kterem uznechci bydlet», 1965), «Этот город находится на коллективном содержании его жителей» («Toto mesto je ve spolecne peci obyvatel», 1967), «Кровавые истории и легенды» («Morytaty alegendy», 1968).

В 70-80-x гг. Грабал написал значительное количество произведений, которые имеют автобиографическое окраску, убирают форму мемуаров, хотя несколько нетрадиционных. К этому циклу принадлежит трилогия «У воды», в которую вошли книги «Постриг» («Postfiziny», 1976), «Светлую грусть» («Krasosmutneni», 1979), «Арлекине миллионы» («Harlekynovy miliony», 1981). Сюда также относятся такие произведения Грабала , как «Свадьба в доме» (1984), «Новая жизнь»(1985), «Пробелы»(1985), «Домашние уроки добросовестности» (1982), «Жизнь без смокинга» (1986), «Ноябрьский ураган» (1990). Кроме автобиографических произведений, в этот период Грабал создал несколько сборников рассказов, таких как «Святая подснежников» (1978) и «Клуба поэзии» (1981).

Грабал постоянно находился в конфликте с партийной властью страны и ее официальной идеологией. Он осудил вторжение советских войск в Чехословакию, но, в отличие от многих своих коллег-писателей, отказался эмигрировать за границу. В 1988 г. писателю вернули членство в Союзе чешских писателей, а еще через год наградили званием заслуженного писателя ЧССР.

Одним из лучших произведений Грабала 80-х pp. повесть «Как я обслуживал английского короля « («Obsluhoval начал anglickeho krale», 1982). Повесть построена в форме рассказа центрального героя Яна Младой о своей жизни. Ян Младой - помощник официанта привокзального ресторанчика. Он страдает комплексом неполноценности за свой маленький рост, непривлекательная внешность и бедность. Более всего Младой стремится сделать карьеру, добиться уважаемого места в обществе и разбогатеть. В период гитлеровской оккупации Чехии он женится с немкой Лизой, которая, казалось бы, помогает ему достичь желаемой цели. Но в конце концов сама жизнь опровергает иллюзии героя. Он начинает понимать, что настоящие жизненные ценности на деньги не купишь. Младой становится, как и мечтал, миллионером, но жизнь его не делается от этого лучше: у него рождается сын-дебил, его жена погибает, а сам он, имея кучу денег, не имеет ни счастья, ни морального удовлетворения от жизни.

Книги Грабала переведены на многие языки и имеют неизменный успех у читателей Франции, Италии, Германии, США и многих других стран мира.



В. Назарец