|
ГОЛЬДОНИ, Карло
(1707 - 1793)
ГОЛЬДОНИ, Карло - творчество писателя
ГОЛЬДОНИ, Карло (Goldoni, Carlo - 25.02.1707, Венеция - 06.02.1793, Париж) - итальянский драматург, реформатор итальянской комедии.
Родился в богатой купеческой семье. С детства играл в домашних спектаклях, пробовал писать пьесы. Когда семья разорилась, юноше пришлось испытать много лишений, сменить немало городов и профессий. В 1731 г. он получил степень доктора права в Падуе, практиковал как адвокат, а в 1734 г. связал свою жизнь с театром, став драматургом в одном из венецианских театров. Венеция в те годы была не найтеатральнішим городом Европы: в Париже насчитывалось тогда три театра, в Венеции их было семь, и каждый вечер они были переполненными. Гольдони быстро достиг успеха. Слава его комедий начинается в 1748 г., у комедиографа появляются завистники и недруги, опасным его соперником выступил Карло Гоцци, с которым у Гольдони были и принципиальные эстетические раВНОгласия. Гольдони уступил сопернику и в 1762 г. уехал в Париж. Король Людовик XV предложил знаменитому драматургу должность преподавателя итальянского языка при дворе в Версале, где Гольдони учил принцесс, дочерей Людовика XV. Гольдони дружил с Вольтером, который высоко оценивал его комедии; последние годы драматург жил в одиночестве, на королевскую пенсию, писал «Мемуары», которые вышли в свет на французском языке. После революции Гольдони лишили королевской пенсии, но впоследствии Революционный Конвент признал заслуги писателя, пенсию ему вернули, после смерти Гольдони пенсию получала его вдова.
Литературное наследие Гольдони - более 150 комедий, 18 трагедий и трагікомедій, 94 либретто серьезных и комедийных опер, «Мемуары».
Реформа итальянской комедии, проведена Гольдони, была необходимой эстетической новацией. На итальянских подмостках доминировала народная импровизированная комедия масок, комедия дель арте, с ее однообраВНОй комедийной интригой, сложившимися театральными амплуа, «масками», внешним комизмом. Гольдони понимал, что комедия масок пережила себя, но народ очень любит ее, за то драматург проводил свою реформу постепенно и осторожно, оставаясь терпимым к традиционных персонажей комедии масок. Он шел по традиции ренессансной комедии и принял художественные открытия Ж.Б. Мольера, которого называл своим учителем, но в целом Гольдони был самостоятельным, создавая свою комедию характеров в противовес комедии интриги. По сути, он создал реалистическую социально-психологическую комедию, соединив сценический реализм с условными приемами комедийного театра. Гольдони был близок философский материализм просветителей, в человеческом характере он видел творение природы и воспитания. В отличие от Мольера, итальянский драматург эпохи Просвещения сделал главным в комедии не сатирического, а положительного героя, который олицетворял нравственный идеал разумного и доброго. Этот герой обычно вступает в конфликт с персонажами второго плана, которые отличаются раВНОобразием характеров - это любимая комедийная структура Гольдони, она имеет свои жанровые модификации.
Лучшие комедии Гольдони: «Хитрая вдовушки» («La vedova scaltra», 1748), «Слуга двух господ» («II servitore di due padroni», 1749), «Памела» («Pamela», 1750), «Мольер» («Moliere», 1753), «Хозяйка заезда» («La Locandiera», 1753), «Самодуры» («Irusteghi», 1760), «Ворчун-благодетель» («Lz bourru bienfaisant», 1771); они разные по жанровой природой: «Слуга двух господ» - комедия интриги, «Памела» - «слезливая комедия», близка к мещанской драмы (в ее основе - роман С. Ричардсона), в «Мольере» имеющиеся элементы драмы-дискуссии. «Потасовка в Кьоджі» - народные сцены с колоритно изображенным бытом.
В «Хитрой вдовичці «молодая венецианка выбирает мужчину из числа четырех женихов: француза, немца, испанца и венеційця. Гольдони мастерски изображает национальные характеры, вместе со своей героиней отдает предпочтение своему земляку венеційцю, отмечая в нем искренность чувства.
В «Слуге двух господ» комедиограф мастерски строит интригу. Юная Клариче празднует помолвку с любимым Сильвио, когда неожиданно появляется Федериго Распоні, ее бывший жених, которого все считали мертвым (его убили во время поединка, и это случилось в другом городе). Клариче в отчаянии, но «мертвый жених» открывает ей наедине свою тайну: под внешней маской Федериго скрывается его сестра Беатриче, которая инкогнито приехала в Венецию. Беатриче любит Флоріндо, который в роковом поединке убил ее разъяренного брата и вынужден был бежать. Клариче сразу же подружилась с Беатриче и бережно хранила ее тайну, так что ревнивый Сильвио едва не покончил жизнь самоубийством. Флоріндо и Беатриче проживают в одном отеле, не подозревая об этом, в одном коридоре и даже имеют одного и того же слугу Труффальдино. В кульминационный момент, когда влюбленных охватывает отчаяние, они просто встречаются в коридоре лицом к лицу. Комедия заканчивается тремя свадьбами, вместе со своими хозяевами женится и их веселый слуга Труффальдино со служанкой Смеральдіною. Труффальдино и Смеральдина - обычные персонажи комедии масок: Труффальдино - один из комедийных клоунов, Смеральдина - чаще всего субретка. В комедии Гольдони это живые характеры, при этом Труффальдино еще сохраняет в глазах зрителя привлекательность привычного клоуна. Слуга двух господ, Труффальдино хитроватый, но он не мошенник, а добросовестный труженик, которому приходится крутиться, чтобы прокормить себя. В Труффальдино точный и быстрый ум; убирая двум господам, он никогда не путает полученных поручений. Герой Гольдони демократическое, демократическое и место действия, оно меняется, но в основном события разворачиваются в венецианской гостинице, похожей на постоялый двор. Именно таким является и место действия лучшей пьесы Гольдони «Хозяйка заезда».
Молодая хозяйка заезда Мирандолина красивая, умная, предприимчивая и чрезвычайно очаровательная - убедительное доказательство того, что природные качества человека важнее его происхождения. В Мірандоліни четыре ухажеры, они разные по своим социальным положением и по-раВНОму ухаживают за красавицей-трактирницею. Очень комичный разорен маркиз Форліпополі, который галантно и смешно добивается расположения девушки, маркиз хвастливый, самоуверенный и трусливый. Совсем иным предстает состоятельный граф Альбафйоріта, который купил за деньги графский титул, он верит во всемогущество денег, засыпает Міральдіну подарками, надеясь купить ее любовь - его кредо в любви: «Если я плачу, то мне не нужно говорить комплименты». Кавалер ди Ріппафратта - не просто социальный тип, как двое предыдущих, а общечеловеческий тип. Кавалер грубый, драчливый, но самое главное, он - женоненавистник. В этой комедии основное действие строится на поединку Мірандоліни и кавалера Ріппафратта. Это не только поединок аристократа и простолюдинки, который закончился ее полной победой, это также и поединок мужчины и женщины, столкновение двух сильных характеров, которое закончилось победой любви. В финале Мирандолина оставляет своих знатных ухажеров с ничем и выходит замуж за своего слугу Фабрицио, который олицетворяет самые привлекательные черты итальянского простолюдина, он добрый и гордый, ревнивый и доверчивый.
В «Хозяйке заезда» имеющиеся элементы сатирической социальной комедии, но в то же время в ней жизнеутверждающий дух ренессансной комедии, смех в ней сочетается с лиризмом. Эволюция характера кавалера ди Ріппафратта от грубого женоненавистника до нежного влюбленного нарисована с большим психологическим мастерством. В этой комедии находит выражение одно из принципиальных эстетических положений Гольдони: в комедии должно сочетаться смешное и трогательное. Сцены с маркизом Форліпополі и графом Альбафйоріта только смешные, эпизоды любовного поединка Мірандоліни с кавалером ди Ріппафратта - веселые и одновременно трогательные. Мирандолина, несомненно, и сама не остается равнодушной к страстного кавалера, но, будучи умной, предпочитает Фабрицио, которого любит (но без особой страсти) и в котором видит надежного друга. Для героев Гольдони характерен этот симбиоз практичности и чувственности. Сочетание смеха и чувственности вообще характерно для просветительской комедии, достаточно вспомнить комедию английского драматурга А. Голдсмита «Ночь ошибок».
Комедии Гольдони - не только комедии характеров, но и комедии нравов, с сочными бытовыми деталями. Имеющийся в них и гротеск, карнавальная стихия, при этом в пьесах венецианского драматурга карнавальная стихия есть и приметой местного колорита. Звичаєописовість и карнавальность особенно ощутимы в «коллективных комедиях» с массовым героем: «Кофейня» («La bottega del caffe»,1750), «Кухарки» («Le massere», 1755); лучшая из них «Потасовка в Кьоджі». Это самые демократичные из произведений Гольдони.
Реформатор итальянской комедии, он изменил в ней не отдельные детали, а весь ее внутренний состав, в соответствии с той концепцией, что «жизнь - не игра случая или скрытых сил, а таким, каким мы сами его делаем, оно является делом нашего разума и нашей воли». Так писал итальянский историк литературы Ф. де Санктис. Подчеркивая жизненную правду комедий Гольдони, де Санктис определил специфику его художественного метода: «В центре его комедийного мира - характер, который не выдуман как набор абстрактных качеств, а выхваченный из полноты реальной жизни». Комедии Карло Гольдони життєподібні и чрезвычайно динамичны. Его диалог - это и само действие, при этом реплики предельно лаконичны и эмоциональны. Гольдони писал свои комедии на итальянском литературном языке, но отдельные сцены (преимущественно простонародные) подавал венеційським диалектом, он внес немалую лепту в обогащение литературного языка за счет диалектизмов.
В 1750 г. Гольдони написал комедию «Мольер», а в 1850 г. Паоло Феррари создал комедию «Гольдони и его шестнадцать новых комедий», посвященную драматургу XVIII ст., тяжелому периоду его творческой жизни, когда ему пришлось в течение года создать шестнадцать комедий, и при этом половина из них были удачными. Итальянская критика высоко оценила заслуги комедиографа, он сыграл большую роль в становлении итальянской веристської драмы, традиции Гольдони усвоила неореалістична комедия Э. де Филиппо, кинодраматургия неореализма. Ф. Феллини, создатель «Сладкой жизни» и «Репетиции оркестра», многим обязан этому драматургу. Карло Гольдони при жизни получил европейское признание.
Произведения Гольдони в Украине были известны еще в i пол. XIX ст. На основе пьесы «Слуга двух господ» Г. Квитка-Основьяненко создал комедию «Шельменко-деншик». На украинской сцене поставлено комедии «Лжец», «Забавное приключение», «Хозяйка заезда», «Слуга двух господ «и др.
На украинском языке произведения Гольдони перевели М. Загірня («Мирандолина»), Г. Облачко («Мошенник»), И. Стешенко («Слуга двух господ», «Хозяйка заезда», «Потасовка в Кйоджі», «Забавное приключение»).
И. Полуяхтова
|
|
|