ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐІНЗБЕРҐ, Аллен

(1929 - 1997)

ҐІНЗБЕРҐ, Аллен - творчество писателя

ҐІНЗБЕРҐ, Аллен (Ginsberg, Allen - 03.06.1929, Ньюарк, шт. Нью-Джерси - 05.04.1997, Манхеттен) - американский поэт.

Ґінзберґ родился в русско-еврейской семье эмигрантов. Отец Аллена - Луис был школьным учителем, в свободное время любил писать стихи. Мать будущего поэта - Наоми, эмигрантка из Витебска, марксистка, нудистка, обезумевшую сразу после рождения Аллена, имела на него большое влияние. Она страдала от шизофрении и, считая, что все близкие преследуют ее, доверяла только сыну. Именно ей поэт посвятит впоследствии свою известную поэму «Кадиш» («Kaddish and Other Poems», 1961).

С детства Ґінзберґ увлекался чтением, его любимыми авторами были Ф. Достоевский и В. Уитмен. И несмотря на склонность к литературе, он поступил в Колумбийский университет на факультет юриспруденции. Впоследствии Ґінзберґ перевелся на литературное отделение и познакомился с такими будущими «светочами» контркультуры, как Дж. Керуак и В. Берроуз. Именно им Ґінзберґ обязана изменением мировоззренческих позиций и представлений об искусстве и поэзии.

Весной 1945 г. Ґінзберґа исключили из университета за неприличный стих, написанный на окне своей комнаты, и за то, что позволял Керуаку ночевать в себя. В июле того же года Ґінзберґ поступил в Торговую морскую академию, но в связи с окончанием войны академию расформировали.

В это время Ґінзберґ начал эксперименты с бензидрином и марихуаной и вместе с Керуаку и Берроузом творить загадочную поэзию «Нового Видения».

В 1947 г. Ґінзберґ сблизился с Нилом Кэссиди, и они втроем с Керуаку начали колесить по дорогам «цивилизованной» Америки в поисках «земли обетованной». Эти приключения позднее Керуак описал в своем романе «В дороге». В 1949 г. Ґінзберґа арестовали за кражу автомобиля. После суда его поместили в Колумбийский Психиатрический Институт, где с ним проводили сеансы психоанализа. Именно здесь Ґінзберґ познакомился с Карлом Саломоном, которому впоследствии посвятит свою известную сборник стихов «Стон» («Howl», 1955). В ней говорится о жизни молодежи, которая задыхается в трущобах капиталистической Америки. Первый тираж сборника «Стон», которая стала манифестом «разбитого поколения», был арестован «за порнографию». Но поэт все же выиграл судебный процесс, и в 1957 г. книга вышла в свет. В 1955 г. Ґінзберґ стал одним из основателей коммуны «битников». Она состояла из молодых неизвестных поэтов, которые выступали в подвалах и на пустырях и которых объединяла эпатажность и неуважение к ценностям американской жизни. Главной в этом мире они провозгласили любовь - телесную и духовную. Ґінзберґ, будучи символом новой идеологии, нового движения, получившего усеамериканської славы. Да и внешний вид поэта - длинные спутанные черные волосы, густая борода, старый потертый одежду - был своеобраВНОй формой протеста мужчину, которого масс-медиа объявили «не-человеком».

Самое известное произведение Ґінзберґа этого периода - стих «Супермаркет в Калифорнии» («Supermarket in СА»). В нем поэт рассказывает о своих отношениях с обществом. Мир кажется ему «неоновым» супермаркетом, в котором между полочек с фруктами прохаживаются автор со своим «духовным учителем». Вітменом. В замкнутом пространстве супермаркета, ограниченном кассами и продуктами, - вся история литературы от Гомера до Ф. Гарсия Лорки. Поэт размышляет над жизнью современной Америки, над ее прошлым и будущим: «Что же, пойдем домой мимо спящие синие автомобили, мечтая об утраченной в Америке любовь? О, дорогой отец, старый седобородый одинокий учитель мужества, какой была твоя Америка, когда Харон перевез тебя на берег, укутанный в дым, и ты стоял, глядя, как теряется лодка в черных потоках Лети?»

Ґінзберґ в этом и следующих стихах применил принцип «перечисление» («каталога»), с помощью которого пытался зафиксировать неуловимые предчувствия, ощущения и эмоции. Поэт считал, что открыл новый метод в поэзии: все, что приходит на ум, нужно записать группами по несколько слов и произвольно размещать на странице блоками по две-три строки. Поэма «Сутра подсолнуха» («Sunflower Sutra») - это своеобразный гимн человеку, которая осмелилась подняться над низостью индивидуальной цивилизации, духовно воскресла в лучах солнца, что садится за горизонтом. Поэт завершает «проповедь для своей души, и для Джека, и для всех, кто хочет услышать» броскими словами: «Мы не грязная наша кожа, мы не страшные, пыльные, отвратительные паровозы, мы все в душе прекрасные золотые подсолнухи, мы имеем семена, и наши обнаженные волосатые золотые тела при заходе солнца превращаются в невероятные тени подсолнухов...».

Ґінзберґ поднял американскую поэзию на качественно новый уровень - массовый, социально-общественный (можем сравнить это с эстрадной поэзии «шестидесятников» в СССР). Однажды, еще будучи совсем юным, Г. принес свои стихи известному художнику Карлосу Уильямсу, и то сначала ужаснулся, но потом заинтересовался и посоветовал слушать ритм своего голоса, делать все интуитивно, использовать разговорный язык. Учтя эти замечания, Ґінзберґ «завершил» эпоху «нового критицизма», которая развивалась в тени Т.С. Элиота, создав стихи «свободного дыхания», пронизаны искренностью и непосредственностью.

В 1956 г. ухудшилось здоровье матери Ґінзберґа, ее госпитализировали. Сын подписал разрешение на ее лоботомию. Ее прооперировали через неделю, а через два дня Наоми умерла в городской психиатрической больнице. В своем последнем письме к сыну она написала: «Ключ в окне. Ключ в солнечном пятне на окне. Я нашла ключ. Женись, Аллене, и не употребляй наркотики. Люби свою мать». Ґінзберґ подтвердил свои чувства поэме «Кадиш для Наоми Ґінзберґ», написанной в 1959 г.

В начале 60-х годов Ґінзберґ в поисках вдохновения начал употреблять ЛСД. Большинство его произведений написаны под влиянием длительных наркотических грез. Аллен стал основателем движения «Власть Цветов», участники которого проповедовали мир и любовь, участвовал в Кислотных Тестах Кизи.

В 1965 p., когда в Америке бушевали психозы по поводу возможной атомной атаки со стороны СССР, Ґінзберґ поехал в Советский Союз. Там он познакомился с А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и многими другими «инакомыслящими» поэтами. Тогда же Америка развернула военные действия против Вьетнама, и Ґінзберґ вступил в движение массового сопротивления Белому дому и Пентагону. В том же 1965 г. в Праге читатели объявили Ґінзберґа «Майским королем». В 1967 г. он организовал первый фестиваль хиппи - «The Gathering of the Tribes for a Human Bein». Ґінзберґ был одним из основателей ЙІППИ, членом Wobblies (IWW) (революционной анархо-синдикалістської организации), участвовал в анархо-пацифістській творческой группе «The Living Theatre». В это время вышли его сборники «Планета новостей» («Planet News», 1968) и «Фантазии в самолете» («Airplane Dreams», 1969), в которых присутствует эхо «вьетнамских событий».

В 1970 г. Ґінзберґ познакомился с тибетским гуру Чогіамом Трунгпа, учился у него и принял буддизм. Впоследствии вместе с поэтессой Анной Вальдман он создал Школу Внетелесной Поэтики имени Джека Керуака в колорадском Институте Наропа гуру Трунгпа. Вплоть до смерти Ґінзберґ был содиректором института и каждое лето преподавал в нем. Даже будучи академиком, он до последних дней епатажував систему своими стихами, гомосексуальными предпочтениями и экспериментами с ЛСД.

В 1977 г. книга Ґінзберґа «Падение Америки» («The fall of America», 1972) получила Национальную Книжную Премию.

В начале 80-х Ґінзберґ присоединился к панк-рок-движения, принимал участие в создании альбома «Боевой Рок» группы «Clash» и даже появлялся с ними на сцене.

В прозу Ґінзберґа входят «Индийские дневники» («Indian Journals», 1970), сборник лекций и очерков «Fllen Verbatim» (1975), также «Дневники: Начало пятидесятых, начало шестидесятых» («Journals: Early Fifties, Early Sizties», 1977). Переписка с Кэссиди опубликовано под названием «Как обычно» («As Ever», I977).

Перед смертью Ґінзберґ продал свой архив Городском университете Нью-Йорка почти за миллион. Говорят, что половину средств он записал в наследство своему верному любовнику-компаньону Питеру Орловском, а вторую половину - на поддержку коллег-поэтов.

5 апреля 1997 г. Ґінзберґ умер в Манхэттене от рака печени. Его секретарь Морган сообщил журналистам, что поэт не прекращал писать до последней минуты своей жизни.



В. Климчук