10 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБНОВЛЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ
Каким я представляю себе будущее Элизы Дулитл
Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» была написана в 1913 году, вскоре перед началом первой мировой войны, по мотивам мифа о скульпторе Пигмалионе, который, создав статую прекрасной Галатеи, влюбился в нее до беспамятства и силой своей любви, с помощью богини Афродиты, сумел вдохнуть в нее жизнь. Заканчивается этот древнегреческий миф счастливым союзом Пигмалионе и Галатее.
В версии, которая предложена драматургом, в роли Галатеи появляется лондонская цветочница Элиза Дулитл, а Пигмалион, что оживил ее, - профессор фонетики Хиггинс. Бернард Шоу ярко демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека: обычной бедной замазурі Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение английским литературным языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры, которые застыли в музыке, книгах, и она жадно изучает их. Элизу не просто принимают за настоящую леди на великосветском приеме - умная, талантливая, она становится по-настоящему гармоничной личностью, которую, даже сами того не желая, создали профессор Хиггинс и полковник Пикеринг. Элиза влюбляется в профессора Хиггинса, но тот не отвечает ей взаимностью, однако и отпустить Элизу из своего дома не хочет, угрожая, что, мол, Элиза снова попадет на самое «дно» Лондона.
Действительно, выросший в одном из самых бедных лондонских кварталов, Элиза была обычной, простой девушкой, которая считала за счастье, когда ей удавалось продать корзину фиалок. Выросший без матери, не чувствуя родительской заботы и душевной теплоты со стороны пьяницы-отца, который был мусорщиком, Элиза все же не потеряла человечности, доброты, чувства собственного достоинства. Она не только многому научилась у профессора Хиггинса, но и тщательно работала над самосовершенствованием. Это девушка со стойким характером. Когда заканчивается холодный эксперимент профессора Хиггинса, Элиза становится перед выбором: остаться на «птичьих правах» у профессора Хиггинса, рискуя в любой момент быть выброшенным на улицу (характер у профессора довольно жестокий и непостоянный), или уйти из дома? И она выбирает второе. Высокое чувство человеческого достоинства не позволяет ей жить в этом доме на правах какой-то приживалки. Научившись прекрасного литературного языка и изысканных светских манер, Элиза совсем не изменилась внутренне: осталась такой же труженицей, честным, справедливым человеком, которому свойственно чувство гордости, собственного достоинства. И хотя она получила душевную травму (Хиггинс не разделяет ее чувства), я думаю, что Элиза сумеет выстоять, не согнуться от жизненных бурь. А знания, полученные эту, настойчивость и решительность помогут ей в жизни. Возможно, она станет продавщицей в цветочном магазине, как мечтала раньше. А может, гувернанткой или даже ассистенткой у профессора Непіна. Ее прекрасные способности и старания, конечно, помогут ей в этом. И вполне вероятно, обучаясь дальше, она станет выдающимся лингвистом, даже превзойдет своего учителя Хиггинса. У нее для этого есть все возможности и желание. А хотеть - значит мочь.
Надеюсь, что и личная ее жизнь сложится удачно: ведь не все же мужчины такие «толстокожие животные», как Хиггинс. И она не разочаровалась в том, что любовь существует и оно возвышает человека, делает ее лучше, благороднее. Следует только найти его. Хотя претенденты на ее руку и сердце уже есть: Фредди, или, возможно, полковник Пикеринг. Но, как бы не сложилась судьба, главное то, что Элиза никогда не может вернуться к прошлому. Она это почувствовала, когда, обидевшись на холодность и равнодушие к ее судьбе профессора Хиггинса, ночью покинула его дом и встретилась с девушкой из лондонских низов. Она приложила все усилия, чтобы твердо стать на ноги, никому за это не благодаря. Только себе и своим стараниям. И, что не менее важно, она всегда будет чувствовать себя человеком, для которого самое важное - чувство ее собственного достоинства.
|
|