ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФО, Дарио

(рожд. 1926)

ФО, Дарио - творчество писателя

ФО, Дарио (Fo, Dario - нар. 26.03.1926, Сан Джано) - итальянский драматург, лауреат Нобелевской премии 1997 г.

Сын рабочего и крестьянки, Фл родился на севере Италии в маленьком альпийском деревушке Сан Джано провинции Варезе, где в те времена еще существовали некоторые формы устного народного творчества, близкого по эстетике итальянского театра масок. Его отец, член социалистической партии, был желеВНОдорожником, и вся семья исповедовала антифашистские идеалы. С детства у Фл проявилась значительная заинтересованность искусством, и родители приняли нелегкое для бедной семьи решение - дать сыну образование. С 1940 г. Фл учился живописи на факультете сценографии в миланской Академии Брера, а в 1945 г. поступил на факультет архитектуры Политехнического института.

В студенческие годы Фл начал писать. Сначала это были небольшие импровизированные монологи, сатирические скетчи, полуфантастического содержания рассказа (похожие на те, что он слышал от народных сказителей в своем селе), которые он исполнял в кругу друзей и знакомых-студентов Милана. Со временем он завоевал популярность. В 1952 г. Фл пригласили на радио, где он с большим успехом исполнял свои юмористические монологи.

В 1953 г. Фл кардинально изменил свою жизнь: он оставил институт и целиком отдался театру. Вместе с актерами Ф. Паренті и Д. Дурано он создал театр-варьете, для которого написал и поставил два сатирические произведения-фарсы «Пальцем в глаз»(1953) и «Связать здоровых» (1954), которые вскоре закрыла цензура. Профессиональному становлению Фо в те годы способствовал французский мим и режиссер Жак Лекок. В 1954 г. драматург женился на актрисе Франке Раме, и с тех пор она стала его постоянной партнершей и первой актрисой его театра. В 1955-1957 гг. Фл написал сценарии для кино, выступал как художник и исполнитель в некоторых фильмах, в частности у режиссера К. Карло лидзани. В 1959 г. он создал свой театр, названный «Труппа Дарио Фо - Франка Раме», для которого писал комедии. Среди его лучших тогдашних произведений - трехактная пьеса «Архангелы не играют в фліпер» («Gli archangeli giocano a flipper», 1959), фарсовая комедия, сатира на чиновничью бюрократию в буржуаВНОм обществе, и комедия «Изабелла, три каравеллы и болтун» («Isabrella, tre caravelle e un cacciabelle», 1963) - о выдающегося мореплавателя Христофора Колумба, его открытий и нелегкие взаимоотношения с королевской властью Испании.

Политические события в мире в конце 60-х pp., и прежде всего война во Вьетнаме, побудили Фл сделать крутой поворот в своей жизни и карьере. Драматург отказался от роли «шута буржуазии», разорвал с коммерческим театром и отдался борьбе за социальную справедливость и права народа, став самым ярким в Италии представителем «политического театра» - движения, который переживал в те годы в странах Запада свой расцвет. Фл организовал новый театр «Нуова шэна» при поддержке АРКЕ (ARCI), культурной организации итальянской компартии. Его театр объездил всю страну, показывая спектакли в самых отдаленных закоулках, перед рабочими фабрик и заводов, выступая на площадях и в трудовых коллективах. Фл написал и поставил несколько комедий о борьбе пролетариата с капиталом в стилистике агитпропа, среди которых особой популярностью пользуется комедия «Рабочий знает 300 слов, а хозяин 1000. Потому-то он хозяин» («L'operaio знает 300 1000 parole per queato lui e il padrone», 1969).

Театр Фл глубоко связан с национальной театральной традицией комедии дель арте, его пьесы отличает импровизационность, фарсовый стержень, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротесковість, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен.

В 1969 г. Фл создал свое лучшее произведение - «Мистерию-буфф» («Запотевшее Buffo», 1969), комическую мистерию по сюжетам Евангелия и средневековых хроник Италии и других европейских стран. Пьеса состоит из отдельных сцен: «Воскрешение Лазаря», «Рождение комедианта», «Бонифаций VIII» и др. Создавая «Мистерию...», Фл опирался не на канонические, а на апокрифические евангелия. Он относился к Писанию как к фольклору, брал с него хорошо известные всем сюжеты и интерпретировал их на свой лад. В пьесе очень много действующих лиц, но, по замыслу автора, ее исполняет один актер как моноспектакль. Впервые Фл показал «Мистерию-буфф» в 1969 г. С тех пор содержание пьесы чрезвычайно расширился: чтобы выполнить ее всю, нужен не один вечер. Пьеса имеет открытую структуру, она может принять и принимает новые сюжеты, новые сцены, при этом ее структура не нарушается, а остается устойчивой. Собственно игровой сюжет легко и свободно переходит в прямое общение с залом. Фл подталкивает к разговору о проблемах современной политики и использует даже малейший повод, чтобы начать беседу с залом. Имея актерскую свободу и тонкое чувство зала, он импровизирует и иногда неожиданно даже для своих коллег вводит в спектакль новые, незапланированные ранее сцены. Не существует двух одинаковых спектаклей с «Мистерией-буфф», и опубликованные варианты пьесы отличаются друг от друга. От спектакля менялась аудитория Фо, менялся с течением лет сам автор, менялся и мир за стенами театра. Так среди персонажей этой пьесы в свое время побывали (наряду с собственно персонажами комедии) все ведущие политики Италии и всего мира последних трех десятилетий.

Сатира Фо была направлена не только против правящих буржуазных партий, но и против политической линии итальянской компартии. В 1970 г. после длительных дискуссий произошел разрыв: Фо и Раме вышли из труппы «Нуова шэна» и того же года создали новый театральный коллектив «Ла Комуне», независимый политически и экономически и сориентирован на позицию ультралевых.

Одной из лучших, найвикінченіших и совершенных комедий Фл, которую чаще других выполняют в театрах разных стран, есть «Случайная смерть анархиста» («Morte accidentale di un anarchico», 1970) - яркий, сценический, полон юмора произведение. По форме и жанру - это фарс, стремительный, острый, прекрасно разработан. По содержанию - своеобраВНОе расследование загадочной смерти человека, который «случайно выпала из окна полицейского участка при загадочных обстоятельствах. В то же время это произведение и о власти искусства над людьми (одна из любимых тем театра Фл).

В 1977 г. Фл реализовал серию телевизионных проектов, в частности многосерийную телеверсию спектакля «Мистерия-буфф». В 1982 г. драматург создал моноспектакль по материалам классических старинных фарсов «Непристойное байка», который имел успех. С конца 70-х гг. для своей жены Фо написал несколько пьес, посвященных проблемам женщины в современном обществе. Среди них пьеса «Весь дом, постель и церковь» (1977) и комедия, что вызвала особенно большой резонанс, «Свободная пара»(ШС). В 1997 г. Фл присудили Нобелевскую премию по литературе. Однако по мнению многих, премию он получил за свою деятельность в целом. Как объяснял сам Фо, «это признание слова, исполняемого со сцены». Представляя нового лауреата, постоянный секретарь шведской Академии С. Аллен сказал: «Дарио Фо - одна из центральных фигур европейского театра последних десятилетий. Он подражает средневековых шутов, отважно критикуя и защищая угнетенных. Он открывает нам глаза на злоупотребления чиновников и общественные несправедливости» .



В. Иваненко