Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака
Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя.
Центральный образ произведения - ростовщик Гобсек. Биография Гобсека, которую Бальзак вводит в повествование, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека - своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотические страны. Его развитое сознание, не свойственная ему с детства, объясняется тем, как много он видел в своей жизни. Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войны за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и вновь приобретал богатство.
Возможно, поэтому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности распущенности». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава ее была издана несколько ранее, в феврале 1930 года, под названием «Ростовщик». Менялись названия, но характер бальзаковского персонажа остался неизменным.
«Папаша Гобсек насквозь проникнуто одним принципом, который руководит всеми его поступками. По этому принципу, деньги - это товар, который можно со спокойной совестью продавать, дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Капиталист, на его взгляд,- это человек, который принимает участие в прибыльных делах и спекуляциях, требуя большие проценты за свои деньги. И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, которыми он обосновывает свое лихварське поведения, я глубоко убежден, что за этими делами он самая деликатная и самая честная человек во всем Париже».
Мировосприятие Гобсека формировалось под влиянием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно перевешивает аристократию.
Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые континенты. Он понял и основы современного ему общественного строя, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богачами. Но двадцатилетние скитания по миру сделали его равнодушным ко всему, кроме золота. Он разуверился в моральных ценностях. Поэтому Габсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» есть только одно достаточно надежное - золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения. Со скептицизма вырос социально-политический нигилизм, потому что Гобсек осуждает всех тех, кто болеет за своими близкими. Он видит смысл только в борьбе бедняков и богачей, уверен, что эта борьба бесконечна, и поэтому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Речь Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способна даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.
Грустный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасной кладовой и страшной смерти Гобсека. Его страсть к деньгам, его скупость, стремление к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже добрую память по себе он не оставил. Все человеческое в его натуре вимістила жажда к обогащению. Ведь на протяжении всей жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы. «Гобсек был ненасытным удавом этого крупного предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее, словно министр какого-нибудь набоба, что решает, подписать кому-нибудь помиловании или нет. Гобсек принимал все, начиная от корзинки с провизией от какого-нибудь бедняка и кончая пачками свечей от людей скупых, брал посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов. Никто не знал, куда делись все эти подарки, преподнесенные старому ростовщику. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили».
Только после смерти ростовщика это станет понятным. Не понятно лишь то, чем руководствовалась человек, накапливая такое богатство.
Поистине такое жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой поведал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Итак, повесть «Гобсек» хотя и является отдельным законченным произведением, однако связана с другими повестями и романами писателя, вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связана тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».
Пожалуй, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизнью целого общества.
|
|