ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Дон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позиций (Сервантес Мигель)

Великий Гете считал, что жизнь, прожитая без пользы, подобное смерти. Подобной точки зрения придерживалось большинство гениев XIX века.

А что думали о смысле жизни предшественники Гете, представители литературных кругов эпохи Возрождения? Ведь они стояли у истоков новых представлений о человеке, нового взгляда на окружающий мир.

Каждый из титанов Возрождения внес свой вклад в развитие этой эпохи.

Величественные образы Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы воплотили сложные противоречия испанской действительности ХVI-XVII веков, трагедию великой эпохи Возрождения в истории человечества.

И Дон Кихот, и Санчо Панса представляют собой авторское понимание человеческой сущности - благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной восхищения. Дон Кихот и Санчо - представители разных общественных слоев. Но оба они свободны от внешних авторитетов и запретов.

Дон Кихот смело порывает со своим классом, с привычным образом жизни во имя великой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, потому что понимает, что Бог создал всех людей свободными.

Даже служение кажущейся Дульсинеи, олицетворением которой стала вульгарная Альдонса, для героя тоже является частью служения человечеству.

Санчо Панса является своеобразным дополнением образа Дон Кихота.

Во-первых, он представитель народа. Во-вторых, он едет за Дон Кихотом не ради высокой цели. У него есть семья, и если он не получит от своего господина обещанный остров, то, по крайней мере, заработает денег.

Общим для обоих персонажей Сервантеса есть чувство собственного достоинства. Вот как об этом говорит Санчо: «Я хоть и злыдень, но чистокровный христианин и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие мечтают кое о чем похуже, и все от человека зависит, получается, если я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова».

Но Санчо Панса в своем путешествии с Дон Кихотом не забывает и о наживе: прихватывает кое-что из вещей похоронной процессии, забирает седло с осла цирюльника.

Санчо реально смотрит на вещи, понимает странность своего хозяина и подыгрывает ему. А иногда он и сам проникается верой в глупости. Так, Санчо верит лжи священника, что Доротея является принцессой, и уговаривает Дон Кихота защитить ее от великана. Но Санчо - крестьянин, и его все время тянет к земле и к семье.

Даже во время утопического правления островом Санчо обнаруживает себя мудрой и некористолюбною человеком. Законы, которые он издает, полны человечного отношения к подчиненным.

Хотя странствующий рыцарь живет иллюзиями, а его оруженосец реальными потребностями, они похожи отношением к людям. Дон Кихот и Санчо Пан-са сочувствуют не только односельчанину мориску Рикоте и его дочери Ни Фелис, которых с другими соотечественниками выселяют из родной земли. А сцена встречи с Рикоте развенчивает церковную ложь о нетерпимость между испанцами и морисками. Возможно, не случайно Дон Кихот видит в монахах дьяволов.

В конце произведения герои различаются и мыслями, и поведением. Дон Кихот перестает быть активным там, где проявляет активность Санчо.

Но на протяжении всего произведения мы не перестаем удивляться большом гуманизма двух героев и гуманисту-писателю, который их создал.