|
ДРАЙДЕН, Джон
(1631 - 1700)
ДРАЙДЕН, Джон - творчество писателя
ДРАЙДЕН, Джон (Dryden, John - 07.08.1631, Олдвінкл - 01.05.1700, Лондон) - английский писатель.
Родился в небогатой помещичьей семье. Учился в Вестминстерской грамматической школе и в Тринити-колледже Кембриджского университета (окончил в 1654 p.). В студенческие годы начал писать стихи. Как поэт, Драйден был мастером оды и сатиры. Поэтические произведения Драйдена ознаменовали утверждение классицизма в поэзии Англии. Первым значительным произведением Драйдена была ода на смерть А. Кромвеля «Поэма на смерть его высочества Оливера, лорда-протектора Англии, Шотландии и Ирландии» («A Poem upon the Death of His late Highnesse Oliver, Lord Protector of England, Scotland and Ireland», 1658). Однако уже через два года после начала Реставрации он поздравил одами возврата на английский престол Карла II Стюарта: «возвращение короля» («Astra ea Redux», 1660) и «На коронацию его величества» («His Sacred Majesty, a Panegyrick on His Coronation», 1661). После этого Драйден написал две оды, посвященные канцлеру Кларендону и его дочери, а также «историческую поэму» «Великолепный 1666 год» («Annus Mirabilis: The Year of Wonders 1666», 1667), в которой обрисовал общественно-политические события года, связанные с победой английского флота против Нидерландов и с преодолением стихийных бедствий в стране (пожар Лондона). 1668 г. Драйден получил звание поэта-лауреата, а еще через два года его назначили придворным историографом. Оправдывая звание придворного поэта, он создавал политические сатиры. Так, его поэма «Авессалом и Ахітофель» («Absalom and Achitophel», 1681), написанная в форме библейской аллегории, была направлена против партии вигов, которые пытались сделать наследником английского престола герцога Монмаутського. Последний выведен в поэме под именем Авессалома, а лидер вигов, лорд Шефтсбери, - хитрого и коварного Ахітофеля. Против вигов направлена также поэма Драйдена «Медаль» («The Medal, 1682»), в которой он высмеивает демагогию вигов, апеллировали к народу. Поэма вызвала ответа со стороны литературных сторонников вигов, которым Драйден в свою очередь ответил сатирой «Мак Флекно» («Mac Flecknoe», 1682).
Видное место в поэзии Драйдена отведено и религиозным проблемам. В поэме «Religio Laid, или Вера мирянина» («Religio Laid or a Layman's Faith», 1682) Драйден приговорил католицизм и прославил англиканскую церковь, защищая ее от деизма. Однако в 1686 г. Драйден перешел в католическую веру (когда на престол взошел Яков II, который был католиком) и через год создал поэму «Лань и пантера» («The Hind and the Panther», 1687). В поэме прославлялась уже католическая церковь, изображенную в образе белоснежной лани, и разоблачалась англиканская церковь, которую Драйден изобразил в образе хищной и жестокой пантеры.
Начиная с комедии «Безумный поклонник» («The Wild Gallant», 1662), Драйден и обратился к драматургии. Его перу принадлежат 27 пьес различных жанров (комедии, трагедии, трагикомедии, оперы). Комедии и трагикомедии Драйдена имеют в основном подражательный характер. Комедия «Мартин-бездарь»(«Sir Martin Mar-All», 1667) написана по образцу мольєрового «Легкомысленного», сюжет «Испанского монаха» («The Spanish Fryar», 1679) заимствован у Дж. Флетчера («Испанский священник»), «Амфитрион» («отеле amphitryon», 1690) является переработкой комедий Плавта и Мольера. Лучшая из комедий Драйдена - «Модный брак» (Marriage a-la-Mode, 1671), посвященная светском быта. Трагикомедии Драйдена написаны по образцам пьес Д. Флетчера и французского драматурга А. Арди, а также романов мадам де Скюдері. Так, по мотивам ее «Великого Кира» Драйден создал пьесы «Тайная любовь, или Королева-девственница» («Secret Love, or the Maiden Queen», 1666-1667) и «Торжествующее ко-ние»(«Love Triumphant», 1693).
Наиболее оригинальными пьесами Драйдена есть стихотворные «героические пьесы» («heroic plays»), посвященные кровавым преступлениям и истории экзотических народов. К ним относятся «Королева индейцев» (The Indian Queen», 1662), «Император индейцев» (The Indian Emperor», 1665), «Тираническое любви» («Tyrannick Love», 1669), две части «Завоевание Гранады испанцами» («The Conquest of Granada by the Spaniards», 1670), «Ауренґ-Вэб» («Aureng-Zebe», 1675). В своих поздних трагедиях «Все за любовь» («All for Love», 1677) на сюжет «Антония и Клеопатры» В. Шекспира, «Дон Себастьян» («Don Sebastian», 1689) и «Клеомен» («Cleomenes the Spartan Heroe», 1692) выступал как класицист.
Драйден написал ряд пьес, жанр которых приближается к опере - стихотворные пьесы сопровождались музыкой. К ним принадлежали «Состояние невинности» («The State of Innocence», 1677) на сюжет из «Потерянного рая» Д. Мильтона, «Альбион и Альбаній» («Albion and Albanius»,1685) и ее продолжение «Король Артур» («King Arthur», 1691), которые прославляли Карла II и Якова II. Также Драйден переделал несколько драматических произведений Шекспира («Буря», «Троил и Крессіда»), К. Марло («Парижская резня»), Софокла («Царь Эдип»).
Драйден является родоначальником литературной критики в Англии; его называют «отцом английской критики». Свои взгляды он изложил в «Эссе о драматической поэзии» («An Essay of Dramatick Poesie», 1668), «Эссе о героические пьесы» («An Essay of Heroic Plays», 1672), а также в предисловиях к собственным сочинениям. Д. первым в Англии охарактеризовал творчество выдающихся писателей - Дж. Чосера, Е. Спенсера, В. Шекспира, Б. Джонсона, Ф. Бомонта, Д. Флетчера, Д. Мильтона, оценил их вклад в национальную литературу, рассмотрел их творческие манеры.
«Славная революция» 1688 г., которая сбросила Стюартов и сделала Англию конституционной монархией, изменила и жизнь Драйдена, который отказался присягнуть Революции и сохранил верность низвергнутой династии. Его лишили прежних должностей и пенсии. Отойдя от политики, Драйден в последние годы жизни занимался стихотворными переводами и переводами. Он переводил Персия и Ювенала (1693 г.), издал книгу переводов всех произведений Вергилия (1697 г.). Последней по жизни Драйдена книгой был сборник его поэм «Рассказы старые и новые» («Fables, Ancient and Modern», 1699). Сюда вошли стихотворные переработки новелл Дж. Боккаччо Д. Чосера, переводы из Гомера, Вергилия, Овидия, стихи на случай. Величайший из оригинальных произведений позднего Драйдена - ода «Пиршество Александра, или Сила Музыки» («Alexander's Feast, or The Power of Musique», 1697) воспевала музыку как самое волшебное искусство. Эту оду, которая была положена на музыку Г.Ф. Генделем, он считал лучшим из всех своих произведений.
В последние годы жизни материальное положение Драйдена ухудшилось, однако, несмотря на все, его чрезвычайно уважали современники. Более всего он любил сидеть в кафе У, где его всегда ждало почетное место и где его постоянно окружали поклонники. В мае 1700 г. он умер. Похоронен Драйден в Вестминстерском аббатстве рядом с Дж. Чосером.
Драйден - самая видная фигура английской литературы 60-90-х годов XVII в. Стихотворные драмы и поэтические произведения Драйдена отличаются совершенством формы. Он предоставил английскому стихотворению «правильность» классицизма и небывалую до того гибкость и выразительность. Творчество Драйдена оказала значительное влияние на английских художников XVIII века. - А. Поупа и С. Джонсона, английских романтиков В. Скотта, Дж. Байрона, Д. Китса. До пылких поклонников и исследователей творчества Драйдена в XX в. принадлежал Т. С Элиот, который посвятил ему цикл своих лекций.
Есть. Васильев
|
|
|