ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Тема поиска в пьесе Метерлинка «Синяя птица»

Морис Метерлинк и Эмиль Верхарн - первые среди бельгийских писателей, ставших классиками мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали на французском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли очень важную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этому бельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературных стандартов, не теряя при этом своей самобытности. Это же позволило бельгийской литературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важное место. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этому способствовала и особая атмосфера детства, которая привила ему особый «мистический» взгляд на жизнь.

Символизм - искусство, что намекает на иррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес, получивших обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес является характерным присутствие Неизвестного - оно и является «главным героем» «театра смерти». Неизвестный управляет всем, его намерения таинственные - это фатумна сила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поразительного эффекта присутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почти всегда происходит в условном месте - это может быть лес или комната старого замка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, она испытывает ужас перед ним.

В символістському цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы «Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного является сквозным.

В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесь переплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажи и место действия тоже условные, но основа пьесы - романтический сюжет о поисках Синей птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: дети крестьян-дровосеков накануне Рождества смотрят на праздник в богатом доме напротив, они не могут себе позволить таких веселья. В ходе развития сценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»: необходимо просто посмотреть на все другими глазами - и жалкая домик дровосека кажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник - это не наряд, не игрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник - это способность чувствовать праздник внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея - именно она должна «снять» пелену неведения с глаз главных героев, Тільтіля и Мітіля, она же отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важные сами по себе, независимо от их результата. Путь, который проходят дети, меняет их. Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где герои встречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются с повелительницей тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечным пунктом их путешествия является и сама хибарка дровосека, которая, правда, очень изменилась - все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это преобразование связано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые произошли благодаря путешествии. Символическим синей птицей становится теперь простая горлица Тільтіля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарит ее больной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычной соседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещанием Тільтіля найти его. Итак, поиски Синей птицы будут продолжены, потому что состояние поиска - это нормальное состояние души человека.

Таким образом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия - основные в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека меняется, поиск является главной целью путешествия. Внутреннее очищение - самая большая награда за этот поиск.