ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БОДЛЕР, Шарль

(1821 - 1867)

БОДЛЕР, Шарль - творчество писателя

БОДЛЕР, Шарль (Baudelaire, Charles - 09.04.1821, Париж - 31.08.1867, там же) - французский поэт.

В 6-летнем возрасте потерял отца, участника Великой французской революции. Мать вскоре вышла замуж за майора Опека, будущего генерала, посла и сенатора. Такое скорое замужество матери нанесло Бодлеру душевной травмы: у мальчика сложились напряженные отношения с отчимом, его отправили в пансион в Лионе, отдали в лицей Людовика Великого, где он подвергался частым приступам меланхолии. Бодлер закончил лицей, но от служебной карьеры отказался. С 1839 по 1841 гг. вел праздный образ жизни литературной богемы в Латинском квартале Парижа. Познакомился с Л. де Лілем, П. Дюпоном, много читал. Любимыми авторами стали Т. Готье и Ж. де Местр. Встревоженная озорным поведением сына, семья решила отправить его учительствовать на о. Бурбон в Индийском океане (1841). Ностальгия заставила Бодлера весной 1842 г. вернуться в Париж.

На 40-е годы приходится начало литературной деятельности Бодлера. Он публикует статьи и отдельные стихи, брошюры. Среди них наиболее интересными являются «Салон 1845року»(«Le salon de 1845», 1845) и «Салон 1846 года» («Le salon de 1846», 1846), где Бодлер проявил себя талантливым художественным критиком. Бодлер принимал активное участие в революции 1848 p., сражался на баррикадах, издавал газету «Общественное спасение».

В 1846-1847 гг. Бодлер открыл для себя Е. По, талант которого считал родственным по духу. Переводил новеллы Е. Во французском языке.

В 1852 г. опубликовал статью «Языческая школа» («l'ecole paienne»), в которой критически оценил творчество парнасцам, их приверженность теории «искусство для искусства».

Самым значительным произведением Бодлера стала поэтический сборник «Цветы плохо» («Les fleurs du mal», 1857), которая привела к судебному процессу против поэта с обвинением в «безнравственности». Бодлер вынужден был изъять из первого издания 6 стихов. В 1861 г. вышло второе издание книги, дополненное 35 новыми стихами.

В 1864 г. безденежье подвигло Бодлера отправиться в Бельгию с чтением лекций. Лекции успеха не имели. Бодлер написал «Маленькие поэмы в прозе» («Petits poemes en prose», 1869; изд. посмертно), решив не возвращаться во Францию, пока не добьется успеха и признания.

4 февраля 1866 г. во время посещения церкви Сен-Лу в Намюре Бодлер потерял сознание. Парализованного и с потерянным даром речи, его перевезли в Париж, где он и умер 31 августа 1867 г.

Кроме лирических стихов, перу Бодлера принадлежат сборник статей «Романтическое искусство» («l'art romantique», 1846-1868, изд. посмертно) и трактат о наркотиках «Искусственный рай» («Les paradis artificiels», 1860).

Творчество Бодлера оказала влияние на таких разных мастеров слова, как поэта авіньйонської школы Т. Обанеля, бельгийца И. Белькена, символистов П. Вердена, А. Рембо, С. Малларме, одного из «отцов» модернизма М. Пруста, мэтра сюрреализма Т. Тзара, французских поэтов XX века. П. Реверди, П. Элюара, А. Френо.

А. Рэмбо писал: «Бодлер... - это король поэтов, настоящий Бог». Бодлер стоит у истоков французского символизма. Его манере свойственна обостренная восприимчивость в сочетании со стремлением к максимальной точности в изображении самых мрачных моментов внутренней реальности.

Бодлер одним из первых ввел во французскую поэзию урбанистическую тему. В одном из писем он писал: «В эту жестокую книгу я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть».

Название сборника подчеркивает ее главную мысль - привлекательность зла для современного человека. Лирический герой Бодлера раздвоен: он разрывается между идеалом духовной красоты и красотой зла («Больная муза», «Идеал», «Гимн красоте»). Зло стало объектом художественного исследования в Бодлера. Поэт рассматривает его как специфическую форму добра («Соответствия», «Игра», «Одержимый»).

Эта раздвоенность бодлерівського героя между добром и злом порождает чувство скуки, стремление вырваться в «неизвестное», жажду безграничного («Подъем», «Вампир», «Музыка», «Сплин»).

Поэт для Бодлера - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит. На поэте - печать знехтуваності. В отличие от А. де Виньи («Моисей»), Бодлер принимает эту судьбу («Благословение», «Альбатрос»), поскольку она - знак избранности. Поэт своей интуицией предчувствует соответствие между материальным и духовным мирами («Соответствия», «Маяки»). Лишь выйдя за пределы реальности и за пределы своего «я», поэт освобождается от гнетущей скуки («Солнце», «Лебедь», «Семь стариков», «Старые женщины»). Таким образом, Бодлер дополняет романтическую антитезу «поэт-толпа», создавая образ гения, который на некоторое время сливается с толпой и проникается его настроениями и бедами.

Вечное бодлерівське балансирование между верхом и низом приводит в его поэтике к взаимопроникновения высокого и низкого, сочетание несочетаемого в пределах одного образа, к эстетизации безобраВНОго («Падаль»).

В бодлерівському образе начинается стирание грани между субъектом и объектом, между воображаемым и реальным. В поэзии «Кот» возникает такой причудливый и необычный образ:

Где-то, вроде в своем доме,

В моем мозгу ходит кот,

Крепкий, замечательный кот, а ход

Его мягкий, словно на фланели.

(Пер. Д. Павлычко)

Этот образ приобрел двоплановості и многозначности. Здесь внешний план, представление о кота, который беззаботно прогуливается, намекает, указывает на его глубинный план: какие-то воспоминания, чувства, переживания, непередаваемые непосредственно.

Важным открытием Бодлера было признание за поэтическим словом суггестивной функции. Нередко в Бодлера слова и сочетания слов лишаются точного логического значения, вызывая неожиданные ассоциации, смутные представления, неопределенные настроения.

Бодлер вносит новые оттенки в трактовку традиционной любовной темы. Любовь для Бодлера, как и искусство, - одно из средств для преодоления скуки. Переживания любви окрашенное остротой и тонкостью чувственных ощущений («Экзотический аромат», «Танец змеи», «К прохожей») и одновременно напряженной духовностью, которая граничит с куртуазним обожением любимого («Искупление», «Моей Мадонне»). Любовь трагическая и почти всегда скрывает в себе грех и смерть.

Смерть - последнее пристановисько для тех, кто одержим безграничным, кто не желает смириться с посредственностью и пошлостью земного бытия. Смерть - правда в неизвестное, переход в новое состояние, обнаружение новизны, которую всегда и во всем искал гений Бодлера. («Правда», «Бездна»). Війонівський ужас перед распадом и разложением сочетается в Бодлера с манящей возможностью выйти за пределы, слиться с вечностью, которую дарует смерть.

В своем переживании трагизма бытия, в устремленности к Идеалу и остром ощущении разлада между идеалом и действительностью, в конкретности, речевості своего поэтического видения Бодлера продолжал романтические традиции французской поэзии. Однако романтический конфликт мечты и действительности приобретает у него глубокого внутреннего характера, переживается как загадочное и болезненное раздвоение самой личности, для выражения которого нужны были новые художественные средства, новая поэтическая речь.

Бодлер - предтеча французских символистов и «духовный отец» европейского декаданса конца XIX века.

И. Франко и Леся Украинка причисляли Бодлера до выдающихся представителей французской литературы XIX века. На русском языке его произведения переводили П. Грабовский, М. Драй-Хмара, М. Терещенко, М. Яцкив, Д. Павлычко, М. Москаленко и др.



В. Триков