|
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС, Хасинто
(1866 - 1954)
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС, Хасинто - творчество писателя
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС, Хасинто (Benavente у Martinez, Jacinto - 12.08. 1866, Мадрид - 14.07.1954, там же) - испанский драматург, лауреат Нобелевской премии 1922 г.
Бенавенте-и-Мартинес родился 12 августа 1866 г. в Мадриде в семье известного врача-педиатра. В 1882 г. будущий писатель поступил на юридический факультет Мадридского университета, но в 1885 г., недоучившись, покинул его и посвятил себя литературе. На рубеже веков его имя ассоциировалось с представителями «поколения 1898 года» - группой патриотически настроенных интеллектуалов, выступавших за «европеизации» Испании. С 1899 г. Бенавенте-и-Мартинес, на то время уже известный драматург, возглавил журнал «Литературная жизнь», где публиковались в основном представители «поколения 1898 года». С началом 1900-х pp. Бенавенте-и-Мартинес стал одним из ведущих литературных критиков Испании, а в 1920 г. - главным режиссером национального театра Испании «Эспаньол». В том же году он выдвинул свою кандидатуру в парламент, но проиграл выборы.
В 1922 г. Бенавенте-и-Мартинесу присудили Нобелевскую премию «за непревзойденное мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы». Одновременно Бенавенте-и-Мартинес был награжден престижной испанской литературной премией - Большим крестом Альфонсо Мудрого и вдостоєний звание почетного гражданина Мадрида. В начале гражданской войны Бенавенте-и-Мартинес поддерживал республиканцев, но позже принял режим Франко. До конца жизни Бенавенте-и-Мартинес был в почете как драматург, его пьесы с успехом ставились во многих театрах страны. Умер Бенавенте-и-Мартинес вследствие инфаркта 14 июля 1954 г. в Мадриде.
Литературный дебют Бенавенте-и-Мартинеса пришелся на 1892 p., когда вышла в свет книга «Фантастический театр» («Teatro Fantastico»), в которой разрабатывался жанр драматического диалога. В 1893 г. увидели свет поэтический сборник «Стихи»(«Versos») и книга прозы «Письма от женщин» («Cartas de mujeres»). Первая пьеса Бенавенте-и-Мартинеса «Чужое гнездо» («El nido ajeno», 1894) была неудачной, но уже вторая пьеса «Известные люди» («Gente conocida», 1896), которая содержала в себе критику аристократических кругов, сделала его имя известным.
Основу драматургии Бенавенте-и-Мартинеса составляют сатирические зарисовки нравов и обычаев разных социальных слоев современного испанского общества. Авторская позиция, судя из его пьес, - это позиция тонкого, ироничного и отчасти циничного скептика, обогащенного большим жизненным опытом. Очень раВНОобразна жанровая палитра драматургии Бенавенте-и-Мартинеса: комедии, сельские драмы, трагедии, водевили, либретто для оперетт, пьесы для детей, сказки и драматические сценки в стиле восточного театра. Значительная часть его ранних пьес посвящена критике различных моральных пороков и должностных злоупотреблений аристократических кругов и правящей верхушки Испании: «Чужое гнездо», «Известные люди», «Пища диких зверей» («La comida de las fieras», 1898), «Губернатор»(«La gobernadora», 1901), «Осенние розы» («Rosas deotono», 1905), «Принцесса Бебе» («La princesa Bebe», 1906) и др. Часть пьес иронично комментирует декадентские крайности испанских модернистов («Субботняя ночь» - «La noche del Sabado», 1903), проблемы жизни испанского села («Госпожа хозяйка» - «Senoraama», 1908; «Несчастная» - «Lamalquerida», 1913), морально-этические конфликты («Злоумышленники добра» - «Cuento inmoral». 1905; «Зло, которое нам делают» - «EI mal que nos hacen», 1917).
Одной из лучших пьес ранней драматургии Бенавенте-и-Мартинеса является комедия «Игра интересов» («Los intereses creados», 1907), в которой в духе итальянской комедии дель арте драматург изобразил интриги удачливого пройдохи-слуги Криспина, который помогает своему хозяину Леандро добиться расположения богатой женщины.
Всего Бенавенте-и-Мартинес написал ок. 170 пьес, но его поздняя драматургия уже не была столь популярной. В период правления режима Франко Бенавенте-и-Мартинес писал преимущественно развлекательные комедии: «Вина возложена на тебя» («La culpa estuya», 1942), «Дон Хуан появился» («На llegado don Juan», 1952), «Булавка во рту»(«El alfileren laboca», 1953). Одна из лучших послевоенных пьес Бенавенте-и-Мартинеса - морально-философская драма «Барышня» («La infanzoria», 1945); последняя из поставленных в театре пьес драматурга - «Красная Шапочка пугает волка» («Caperucita asusta al lobo», 1953). В послевоенной критике драматургию Бенавенте-и-Мартинеса сравнивали с театром О.Вайльда и б. шоу.
В. Назарец
|
|
|