ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

БАЛАШШІ, Балинт

(1554 - 1594)

БАЛАШШІ, Балинт - творчество писателя

БАЛАШШІ, Балинт (Balassi, Balint - 20.10.1554, Зойом-30.05.1594, Эстергом) - венгерский поэт.

Балашші родился в фамильном замке Зойом и с юности посвятил свою жизнь военному делу. Его отец, Янош Балашші, который бежал в Польшу за подозрение в антигабсбургском заговоре, прославился там не только как полководец, отличившийся в борьбе против турок, но и как высокообразованный человек. Будущий поэт получил гуманистическую образование: его домашним учителем был поэт и проповедник Петер Борнемисса. С 11-летнего возраста Балашші учился в Нюрнберге, где познакомился с итальянской поэзией и культурой.

Принимая впоследствии участие в австрийском походе против правителя Трансильванїї Иштвана Батори - будущего польского короля Стефана Батория, поэт попал в плен. Батори, который учился в Падуанском университете, поступил с пленным благородно. В Альбе Юлии Балашші приобщился к кругу польско-венгерских гуманистов. Вернувшись на родину, Балинт Балашші вынужден был, однако, сам дважды бежать из владений Габсбургов в Польшу. Его преследовали враги, которые добились конфискации его имущества, лживо обвинив поэта в кровосмешении (он был женат на кузине), в вооруженном нападении на чужие владения и даже в принятии магометанства. На самом же деле поэт-воин всю жизнь воевал с турками, в битве с которыми и погиб. Во время осады Эстергома Балашші был смертельно ранен: «Со славой пал в 1594 г. за отечество, убит турецким ядром во время приступа возле осажденного Эстергома», - сообщает надпись под его портретом. Он погиб за раздираемую завоевателями родную землю, к которой обращено столько его песен.

Поэзия Балашші была подготовлена почти 200-летним развитием гуманистической латинской литературы в Венгрии. В то же время он перенял лучшее, созданное угорськомовною поэзией, от поэтических попыток создателей средневековых гимнов к достижениям более совершенных писателей XVI в., которые писали «поучительные и забавные новеллы в стихах.

В поэзии Балашші и в произведениях французских поэтов Плеяды просматриваются родственные мотивы. Эти совпадения объясняются схожестью ситуации и общим для собратьев П. де Ронсара и венгерского поэта кругом чтения - греческая Антология, Анакреонт, Гораций, Иоанн Секунд и др. (так, например, мотив стихов «К пчелы» встречается у автора «Поцелуев» и в Балашші). Сложнее обстоит дело с влиянием Я. Кохановского на знаменитого венгерского поэта. Несомненно, что Кохановский и Балашші часто черпали из одних и тех же источников. Но бесспорно также, что Балашші знал Кохановского, а самое главное - не мог не понимать его значения для создания национальной польской литературы, что побудило его к размышлениям о собственном творческое призвание.

Художественная форма венгерских канцон Балашші усовершенствовалась, приобрела особой гибкости и выразительности во время второго пребывания поэта в Польше в 1589-1591 гг. В этот период Балашші создал цикл стихов «Целія», посвященный счастливой любви. Вдохновительницей его была Анна Шарканді, жена Ференца Вешелени, близкого лица Стефана Батория. В замке Дамбо на польской территории, принадлежавший венгерско-польскому магнату, Балашші жил довольно долгое время. Там он написал, возможно, лучшие свои лирические стихи.

Связь выдающегося венгерского поэта с Польшей можно было бы назвать традиционным, поскольку взаимодействие культур двух стран-соседей не прекращалась с XIV века. Значительное влияние на Балашші народной песни. В пограничник замках Венгрии, в Трансильвании, на подступах к Балканов венгерский поэт слышал мадьярские кантасторії, юношеский эпос в исполнении сербских гусляров, заунывные песни анатолийских турок, баллады словаков (Балашші знал три славянские языки). Народное творчество венгров и их славянских соседей отразилась в его канцонах, которые он создавал для музыкального исполнения на итальянские и местные мотивы.

Балашші был создателем новых раВНОобразных поэтических форм. Он мастерски владел венгерским рифмой и обновил венгерскую строфику. «Строфой Балашші» венгерские поэты писали на протяжении нескольких веков. Балашші, кроме того, ввел в венгерскую литературу пасторальную драму по итальянскому образцу. Он создал лирический «канцоньере» - стихи к Юлии (Анна Лошонці), в которых влияние петраркізму сочетается с народной любовной песней. Балашші был не придворным поэтом, как много петраркістів XVI ст., а вечным мандрівцем, воином, изгоем, узником, политическим борцом. Не менее значительными, чем его лирические стихи, есть солдатские песни поэта («Прощание с родиной», «Похвала пограничным крепостям «- гимн борьбе против турок). Военной лирике Балашші не свойственны любые великолепия - события изображаются во всей своей суровости.

Балашші органично соединил свое творчество с народной отечественной и славянской песней; он заложил основы национального литературного языка и венгерской поэзии Нового времени.



По И. Голенищев-Кутузовым