11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РОЗА И ДРАМАТУРГИЯ 1930-Х ГОДОВ
Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло? (По произведению Т. Манна «Марио и волшебник»)
В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал подъем, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого сказывается уже в ранних произведениях Томаса Манна.
Энергетика творчества Ницше, его концепция сверхчеловека, которую он обосновал в книге «Так говорил Заратустра», он продолжал развивать в других произведениях,- Фашизм, который возник в Европе, взял за свои лозунги идеи Ницше, Томас Манн пересмотрел свое отношение к творчеству философа. Он задумался над тем, почему разрушительные силы интерпретировали концепцию Ницше как призыв к ненависти, антилюдяності, самовосхваления. Идея национального превосходства захватила Европу, и Томас Манн подверг уничтожающей критике творчество Ницше, характеризовал ее как ненатуральное, жалкую, претенциоВНОе.
В новелле «Марио и волшебник» писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновлено «духом общественного долга и служения», а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, терпит крах.
Кавальєро Чиполло - «странствующий виртуоз, мастер развлекать публику» - оказался гипнотизером, который превратил свои спектакли на злые издевательства из публики. Он был высокомерен, самоуверен и считал, что природный дар дает ему право издеваться над людьми, топтать их достоинство.
История человечества знает много примеров, когда сильная личность приходит к власти и превращает людей в толпу, стадо, которое послушно пляшет под свист нагайки.
XVIII век - это взлет звезды Наполеона. В первые годы правления он имел поддержку населения, любовь миллионов юношей и людей среднего возраста. Бонапарт был человеком революции, проповедовал свободу. С его приходом к власти оживилась экономика, выросло благосостояние населения, удалилась национальное достоинство. Но многолетние войны привели к экономическому кризису, а тщеславие маленького мужчины вызвала возмущение и неприязнь.
Наполеон Бонапарт был политический лидер, а граф Калиостро - авантюрист итальянского происхождения. Он получил какие-то знания по алхимии, стал искусным иллюзионистом, путешествовал по миру. В каждой стране Калиостро объявлял себя масоном, обманывал людей, делал их послушными марионетками.
Доверчивые, малообразованные люди верили и великим завоевателям, и шарлатанам, и скверных и убийц, которые, прикрываясь красивыми лозунгами, свысока смотрели на толпу, народы были для них средством для достижения собственных коросливих целей.
Томас Манн в новелле «Марио и волшебник» ставит злободневный вопрос: может ли народ в высокоразвитом обществе XX века снова довериться так называемым национальным «героям» современности? А их XX века знало немало: Муссолини, Гитлер, Сталин. Уродливая фигура в сюртуке держала под властью своего нагая зрителей в небольшом зале курортного городка, вожди вызывающе издевались целых народов, а суть всего этого одна - люди повинуются сильной личности, толпа не может противостоять ей. Но в подтексте новеллы кроется идея этого произведения: надо бороться с проявлениями тоталитаризма, всеми возможными средствами противостоять ему. Никто не имеет права топтать человеческое достоинство, уничтожить личность, вести общество к гибели.
|
|