ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья -

Ведь все равно я с вами до конца.

А. Ахматова

В 1946 году на русскую интеллигенцию рухнула Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где Жданов назвал Анну Ахматову «барышней», которая мечется между альковом и молельней. Этим он хотел подчеркнуть, что и сама Ахматова, и ее поэзия далеки от жизни современников, от советской действительности. Но это было не так.

Анна Ахматова вошла в русскую поэзию в начале XX века как тончайший лирик, искренне и страстно выразила переживания влюбленной женщины. Но уже в 20-е годы она сумела создать стихи, которые стали вершинами гражданской и философской поэзии прошлого столетия. Ахматова смогла говорить от имени всего поколения - поколения, чья жизнь была перевернута Первой мировой войной и революцией.

Ахматова описывает обстановку известной петербургской литературного кафе «Бродячая собака», куда ходили тогда известные поэты. Это был 1913 год - последний год относительно спокойной жизни. Ахматова восприняла начало войны как огромное народное бедствие:

Можжевельника запах сладкий

Вот горящих лесов летит.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Может, именно в это время изящная петербургская поэтесса почувствовала себя частью российского народа, поняла, что теперь ей суждено нести в душе и выражать в слове его большие и малые беды. После революции часть интеллигенции оказалась в эмиграции. Предлагали уехать и Ахматовой. Она понимала, что жизнь будет сложной и горьким, но не мыслила себя - поэта, личность - вне россии:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

(«Мне голос был...») Она осталась. Осталась хранить русское слово, вековые традиции русской культуры, традиции гуманизма нашей великой литературы XIX века. И она прошла этот путь до конца, не жалуясь и не отвергая ничего:

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

(«Не с теми я, кто бросил землю...»)

Анна Ахматова сполна получила за свое нежелание воспевать советскую власть. Репрессировать сына и мужа, долгие годы травили ее саму. Она действительно разделила судьбу поколения. И не просто разделила. Ахматова, как древняя плакальщица, сумела оплакать невинные жертвы, что без вести погибли в тюрьмах и лагерях. В 30-е годы был написан «Реквием» - поэма, о которой тогда знали лишь немногие верные друзья. Ахматова сумела найти точные высокие слова, чтобы сказать о тех, кого увозили ночью черные грузовики, и о тех, кто стоял в тюремных очередях, надеясь услышать хоть слово о судьбе мужа, отца или брата:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь».

Ахматова не только оплакала свое поколение. В начавшейся в 1940 году «Поэме без героя» она сумела предъявить ему счет. Один из лейтмотивов поэмы - маскарад, который несется мимо жизни. Накануне гроВНОй войны поэт возвращается в другое время, в том «до войны», когда поколению был нанесен первый удар:

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется, и не хочет

Узнавать себя человек, -

А по набережной легендарной

Приближался не календарный -

Настоящий двадцатый век.

Все кончилось, все отодвинулось на второй план - любовные драмы, творческие кризисы. Большое горе сравняло правых и виноватых. Таким же великим бедствием - Великой Отечественной войной - завершились мрачные тридцатые годы. И Анна Ахматова в годы войны писала весомо и просто, олицетворяя ту вечную женскую мужество, которое есть - основа и оплот мужества воинской, мужской:

И та, что сегодня прощается е милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

(«Клятва»)

Жизнь Ахматовой могло бы показаться компромиссом. Но на самом деле ее верность себе и своему поколению - основа нашей нравственности, нашей литературы, нашей жизни. Ахматова сумела донести до нас всю правду о своем поколении и стать его честным и чистым голосом.