ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АМАДУ, Жоржи

(1912 - 2001)

АМАДУ, Жоржи - творчество писателя

АМАДУ, Жоржи (Amado, Jorge - 10.08.1912, m. Ільєус - 6.08.2001, Сальвадор де Байя) - бразильский писатель.

Амаду родился в г. Ільєус (штат Байя) в семье мелкого плантатора. Его отец получил несколько ранений во время беспорядков против землевладельцев. Именно он способствовал появлению у будущего писателя заинтересованности в идеалах коммунизма. Идеи вооруженной борьбы за социальное равенство долго не покидали писателя. Однако во 2-й пол. 50-х pp. Амаду разочаровался в коммунистических идеях. «Я приношу больше пользы как писатель, чем как революционер»,- сказал он тогда одному бразильскому журналисту.

Писать Амаду начал с 14 лет. Он принадлежал к северо-восточной школы, которая представила одну из раВНОвидностей социально ориентированной литературы. Под влиянием ее идейных установок Амаду написал первые романы - «Какао» («Cacau», 1933), где воспроизведены удручающие картины бедности, эксплуатации детского труда и нечеловеческого существования батраков на плантациях какао; «Пит»(«Suor», 1934), который в свое время сравнивали с пьесой Максима Горького «На дне» (в романе изображено безрадостную жизнь «бывших людей» - жителей одного из домиков пригорода Сальвадора).

Во второй пол. 30-х годов появился т. н. «байський» цикл (от названия местности, где происходит действие романов Амаду - «Жубіаба» («Jubiaba», 1935), в центре которого - молодой негр Антонио Балдуїно, человек без определенной профессии, повеса, бывший профессиональный боксер, грузчик, рабочий плантаций какао, который проходит нелегкую «школу жизни» и становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым семьянином; «Мертвое море»(«Mar mono», 1936) - двоплановий роман, реально-бытовая линия которого изображает становление классового сознания беднейших слоев бразильского общества (на примере рыбалки Резины), а легендарно-мифологическая изображает соперничество Ливии, жены Резины, с хозяйкой морских глубин Йеманжею, которая пленила и сделала своим любовником Резину. Следующий роман - «Капитаны песка» («Capitals da areia», 1937) посвящен группе беспризорных подростков в окрестностях Байе, которые создали собственную коммуну и совместно преодолевают тяжелые жизненные испытания.

В 1937 p., после прихода к власти диктатуры в Бразилии, Амаду несколько раз арестовывали за участие в деятельности Национально-освободительного альянса. В том же году на городской площади Байи публично были сожжены его книги.

С 1941 г. Амаду эмигрировал в Уругвай, где создал «трилогию о земле», в которую вошли романы «Бескрайние земли» («Terras do sem fim», 1943) - о жизни города Ільєуса, где разворачивается экономическая борьба за владение плантациями какао, «Сан-Жоржи дос Ільєус» («Sao Jorge dos Ilheus», 1944), главная сюжетная линия которого разворачивается вокруг борьбы между феодалами-полковниками и экспортерами плодов какао, роман «Красная прорість»(«Sttra. vermelha», 1946). Последнее произведение трилогии посвящен тяжелой судьбе крестьянства северо-восточной Бразилии. В центре изображения - история семьи старой крестьянки Жукундіни и ее трех сыновей, один из которых стал солдатом, второй - бандитом, а третий - революционером.

После возвращения в Бразилию в 1946 г. Амаду был избран депутатом Национального конгресса, но с 1948 p., после запрета компартии, он снова вынужден эмигрировать. Четыре последующие годы писатель провел в путешествиях по странам Западной Европы, Азии и Африки. После возвращения в 1952 г. на родину он полностью перешел на литературную работу, стал певцом родного края с его тропической экзотикой и ярко выраженным африканским элементом в культуре. Произошла переориентация и в его литературных взглядах: теперь он меньше внимания уделял идеологическим установкам и сосредоточился на собственно художественных поисках, связанных с поэтикой «магического реализма».

Начало этих изменений связывают с романом «Габриела, гвоздика и корица» («Gabriela, cravo e canela», 1958). Произведение, как утверждал Амаду, является «хроника одного провинциального города». На фоне противостояния бывшего всесильного полковника Бастуса и молодого предпринимателя, экспортера какао Фалкана, Амаду создал привлекательный образ юной мулатки Габрієли, отважной, жизнерадостной, добродушной девушки, которая олицетворяет лучшие черты бразильского народа. Теми же художественными закономерностями обозначены и дальнейшие романы Амаду: «Мы пасли ночь» («Os pastores da noite», 1964), «Донна Флор и два ее мужа»(«Dona Flor e seus dois maridos», 1969), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres», 1969), «Тереза Батиста стремится жить спокойно»(«Teresa Batista, cansadadeguerra», 1972), «Возвращение блудной дочери» (1977), «Китель, сюртук, ночная рубашка» (1979), «Засада» («Tocaia grande», 1984), в которых сочетаются элементы «городской» прозы с фольклорно-магическим видением мира, присущим новому латиноамериканскому роману. В 1951 г. Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 г. награжден орденом Почетного легиона (Франция).

С 1963 г. Амаду постоянно жил в пригороде Сальвадора, столицы штата Байя. До последних дней он «писал» на механической печатной машинке, много раз зачеркивая и переписывая каждую фразу. В его загородном доме всегда были домашние животные - обезьяны, попугаи, собаки и кошки. Автор книги, по сюжету которой был снят культовый для своего времени фильм «Генералы песчаных карьеров», давно болел диабетом. В понедельник, 6 августа 2001 года, около 18 часов вечера его привезли в отделение неотложной помощи одной из больниц Сальвадор де Байя. Через четыре часа Амаду умер.



Тв.: Укр. пер. - Красная прорість. - К., 1960; Тереза Батиста стремится жить спокойно // Вселенная.- 1974. - № 5-7; Капитаны песка. - К., 1977; Две смерти Кон-касса Водожаха //Лат. -амер. повесть. - К., 1978; Китель, сюртук, ночная рубашка//Вселенная. - 1981. - № 8; Малый баїянець// Вселенная. - 1985. - № 7; Габриэль. - К. 1987; Большая ловушка // Вселенная. - 1995. - №2-6. Рус. пер. - Избр. произв.: В 2 т. -Москва, 1982; Собр. соч.: В 3 т. - Москва, 1986; ИсчеВНОвение святой //Пр. лит.- 1990.- № 1, 2; Каботажное плаванье. - Москва, 1999; Генералы песчаных карьеров. - С.-Петербург, 2003.

Лит.: Зар. писатели XX века. - Москва, 1972; Кутейщикова В.Н. Жоржи Амаду. - Москва, 1954; Покальчук Ю.В. Мир Жоржи Амаду// Контрасты. - К., 1983; Покальчук Ю.В. Современная лат.-амер. проза. - К., 1978; Тертерян И.А. Бразильский роман XX века. - Москва, 1965; Торрес-Риосеко А. Большая лат.-амер. литература. - Москва, 1972; Щур Л.А. Жоржи Ама-ду. Биобибл. указ. - Москва, 1965.

В. Назарец