ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АКРОЙД (Экройд), Питер

(рожд. 1949)

АКРОЙД (Экройд), Питер - творчество писателя

АКРОЙД (Экройд), Питер (Ackroyd, Peter - нар. 05.10.1949, Лондон) - английский писатель, литературовед.

Акройд - лауреат нескольких литературных премий (премия Вігбреда, приз С. Моэма, Гонкуровская премия и т.п.). Акройд родился в Лондоне. Образование получил в Клэйр-колледже (Кембридж). В течение 1971-1973 гг., получив грант, учился в Йельском университете (США). В Америке познакомился с представителями т.н. «нью-йоркской» поэтической школы - Джоном Эшбери и Кеннетом Кохом. В конце своего пребывания в США Акройд написал полемическое эссе «Заметки о новой культуре» («Notes for a New Culture», изд. 1976), посвященное английском и европейском модернизма.

После возвращения в Лондон Акройд работал в редакции еженедельника «Зритель» («Spectator»). Вскоре появилась первая книга Акройд - поэтический сборник «Лондонский скряга» («London Lickpenny», 1973). Позже он опубликовал еще две небольшие сборники стихов: «Сельская жизнь» («Country Life», 1978) и «Развлечения Перли» («The Diversions of Purley», 1987). Его экспериментальная лирика близка к американскому поэтического авангарда.

Акройд является одним из виднейших представителей современного английского постмодернистского романа. Его перу принадлежат такие прозаические произведения, как «Большой Лондонский пожар» («The Great Fire of London», 1.982), «Завещание Оскара Уайльда» («The Last Testament of Oscar Wilde», 1983), «Хоксмур» («Hawksmoor», 1985), «Чаттертон» («Chatterton», 1987), «Первый свет» («First Light», 1989), «Английская музыка» («English Music», 1992), «Процесс Элизабет Кип» («The Trial of Elizabeth Cree: A Novel of the Linehouse», 1995), «Мильтон в Америке» («Milton in America», 1997), «Повесть о Платона» («The Plato Papers», 1999). В этих романах причудливо сочетаются разные эпохи (XIX и XX вв. в «Большой Лондонской пожара», XVTII и XX вв. в «Хоксмурі»), жанры и стили (в «Первом свете «имеющиеся элементы комической пасторали, готических ужасов, антивоенной сатиры и научной фантастики), правда и вымысел («альтернативная» биография великого английского поэта XVII в. в романе «Мильтон в Америке». Мильтон изображен не как автор поэмы «Потерянный рай», а как полусумасшедший религиозный фанатик и садист в Америке).

Акройд любит обращаться к жизнеописаний английских писателей предыдущих эпох, как, например, в романах «Чаттертон»и «Завещание Оскара Вайлъда». Роман «Чаттертон» посвящен гениальному поэту-передромантику Томасу Чаттертону, который прожил всего 17 лет. В этом произведении Акройд изображает эту культовую фигуру эпохи романтизма, этого непризнанного при жизни гения, демонстрируя при этом (в духе эстетики постмодерна), как поэт исчезает в собственных текстах, которые тем самым возрождают его. «Завещание Оскара Вайлъда «имеет форму вымышленного дневника Уайльда, что охватывает последние месяцы жизни автора «Портрета Дориана Грея» - с августа по ноябрь 1900 года.

Акройд сочетает подлинные цитаты Уайльда и собственные стилизации вайльдівських афоризмов, парадоксов, высказываний.

Постмодернистские романы Акройд насквозь інтертекстуальні, они постоянно отсылают читателя к литературным произведениям прошлого. В «Большой Лондонской пожара «постоянными являются литературные переклички с Ч. Диккенсом, особенно с его романом «Крошка Доррит»; в «Чаттертоні» - с произведениями К. Марло, В. Шекспира, Р. Бернса, В. Блейка, В. Вордсворта, С.Т. Колріджа,

Дж. Мередита, Т.С. Элиота и других писателей Англии.

Акройду принадлежит также ряд документальных литературных биографий и других книг, которые соотносятся с жанром «нон-фикшн». Два первые произведения такого типа он создал в 1979 г. Один из них посвящен выдающемуся модернистском поэту Езрі Паунду («Ezra Pound and his World»), другой - истории обсесій, навязчивых идей («Dressing Up, Transvestism and Drag: The History of an Obsession»). Славу Акройд-биографа приумножили книги про Томаса Стернза Элиота («Т. S. Eliot; A Life», 1984), Чарлза Диккенса («Dickens», 1990; «An Introduction to Dickens», 1991), Уильяма Блейка («Blake», 1996), Томаса Мора («The Life of Thomas More», 1998).

Довольно своеобразными произведениями Акройд является его книги документальной прозы, посвященные Лондону: «Лондон времен Диккенса: художественная мечта» («Dickens' London: An Imaginative Vision», 1987) и «Биография Лондона» («London: the Biography», 2000), в которых английский столица предстает как живое существо.



Тв.: Рус. пер. - Процесе Элизабет Кри//Пр. лит. - 1997. - № 5; Завещание Оскара Уайльда. - Москва, 2000; Повесть о Платоне. - Москва, 2002; Биография Лондона //Пр. лит. - 2002. - № 10; Мильтон в Америке. - Москва, 2002; Дом Доктора Ди. - Москва, 2000.

Лит.: Дейниченко П. Алхимик не знает слов любви // Книж. обозр. - 2000. - №51; Струков В. В. Проблема реальности и худ. вымысла в романе П.Акройда «Чаттертон» (детективный сюжет вокруг картины) // Angiistica. - Москва, 1999.

Есть. Васильев