ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)
«СООТВЕТСТВИЯ»
Сонет «Соответствия» из цикла «Сплин и идеал» принадлежит к числу самых известных стихотворений Бодлера и неоднократно переспівувався. Основная его тема - вещи видимого мира являются символами скрытой реальности - в мировой философии и поэзии не новая. Об этом писал еще древнегреческий философ Платон. Однако именно этот сонет Бодлера для французских символистов стал воплощением новой эстетической программы:
Природа - это тот храм, где от живых колонн
Неясные голоса услышать временем можно.
Там рощей символов идет человек каждая,
ей некуда теперь деться от них.
Перевод В. Ткаченко
Именно в этом сонете Бодлер сформировал основная задача поэта - овладеть «все безграничные вещи», услышать «фундаментов и колонн неясные голоса», восстановить, воссоединить утраченную гармонию или хотя бы рассказать о ней, поняв «взаимной связи невидимые законы».
Шарль Бодлер использует синестезію - сочетание в одном тропе разных, иногда далеких ассоциаций, вызванных различными органами чувств, что приводит к синтезу нескольких ощущений: запахи, например, «нежные, как гобой», «щедрые, злые, липучие, как смола». Синестезия делает образ туманным и неясным, и вместе с намеком, символом и звукописью является средством создания суггестии:
Как верховинский лун глухие, протяжные гуки
Сливаются в протяжный аккорд и крепкий,
Где все соединилось: и ночь, и день ясный, -
Так сочетаются духи, краски и звуки.
Перевод М. Драй-Хмары
Только это слияние красок и цветов», «ароматов и тонов» в «могуть единого естества», что «в беспредел ширится, как и сама жизнь», способно подарить «экстаза дум» и «восторг чувства».