ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)

 

«СООТВЕТСТВИЯ»

 

Сонет «Соответствия» из цикла «Сплин и идеал» принадлежит к числу самых известных стихотворений Бодлера и неоднократно переспівувався. Основная его тема - вещи видимого мира являются символами скрытой реальности - в мировой философии и поэзии не новая. Об этом писал еще древнегреческий философ Платон. Однако именно этот сонет Бодлера для французских символистов стал воплощением новой эстетической программы:

Природа - это тот храм, где от живых колонн

Неясные голоса услышать временем можно.

Там рощей символов идет человек каждая,

ей некуда теперь деться от них.

Перевод В. Ткаченко

Именно в этом сонете Бодлер сформировал основная задача поэта - овладеть «все безграничные вещи», услышать «фундаментов и колонн неясные голоса», восстановить, воссоединить утраченную гармонию или хотя бы рассказать о ней, поняв «взаимной связи невидимые законы».

Шарль Бодлер использует синестезію - сочетание в одном тропе разных, иногда далеких ассоциаций, вызванных различными органами чувств, что приводит к синтезу нескольких ощущений: запахи, например, «нежные, как гобой», «щедрые, злые, липучие, как смола». Синестезия делает образ туманным и неясным, и вместе с намеком, символом и звукописью является средством создания суггестии:

Как верховинский лун глухие, протяжные гуки

Сливаются в протяжный аккорд и крепкий,

Где все соединилось: и ночь, и день ясный, -

Так сочетаются духи, краски и звуки.

Перевод М. Драй-Хмары

Только это слияние красок и цветов», «ароматов и тонов» в «могуть единого естества», что «в беспредел ширится, как и сама жизнь», способно подарить «экстаза дум» и «восторг чувства».