6 класс
ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
А. ЧЕХОВ, Ч. ДИККЕНС
ПЛАН
Художественные особенности рассказов А. Чехова
I. Художественная деталь и ее роль в рассказах А. Чехова. (В рассказах А. Чехова большую роль играет художественная деталь. Например: узелок в руках Очумєлова, новая шинель Очумєлова, «сонные физиономии» жителей городка, накрахмаленная, но расстегнутая рубашка Хрюкина т.д. Художественная деталь помогает автору создать образ чиновника-взяточника, подхалима, чиношанувальника, для которого главным является не порядок в городе, а собственное благополучие, показать низость жителей городка.)
II. Прием «имена, что говорят». (Порфирий - давньогрец. «багряный, пурпурный». Михаил - древнеевр. «равный Богу». Нафанаил - древнеевр. «данный Богом». Луиза - нем. «сияющая». Имена персонажей рассказа тоже играют роль детали. Значение имен тонкого, его жены и сына являются прямо противоположными их внешнему виду и жизни. Это несоответствие подчеркивает комизм ситуации. А имя толстого подчеркивает его положение в обществе.)
III. Антитеза в рассказе «Толстый и тонкий». (Антитеза предоставляет писателю возможность глубже раскрыть тему рассказа, осудить негативные явления, имеющие место в обществе. То есть антитеза используется Чеховым и как художественное средство, и как композиционный прием для раскрытия характеров героев и главной идеи произведения.)